Д.Швидковский. Статья «Президент академии, директор музея, художник». Журнал «ДИ» №3, 2004

 

«Искусство Зураба Константиновича Церетели точно и образно выражает новую эпоху, наступившую после перестройки в жизни страны. З.К. Церетели давно и хорошо известен как создатель мозаик и эмалей, витражей, скульптурных композиций из литого и чеканного металла. И в то же время - как талантливый живописец. Важнейшая особенность мастера заключена в необычайно сильном созидательном темпераменте. Художник постоянно находится в состоянии полной мобилизации своих сил. Он любит осваивать новые и возрождать утраченные технологии, постигать выразительные возможности традиционных и необычных материалов.
Кроме того, его работа - это неустанная творческая активность крупного государственного деятеля - президента Российской Академии художеств. Академия, основанная по мысли Петра Великого в соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны, преобразованная Екатериной II, скоро будет отмечать свой 250-летний юбилей. Ее роль в истории России огромна: именно в Академии совершалось сближение российской и европейской художественных культур, осуществлялись на протяжении столетий теснейшие контакты с французским искусством и здесь же происходили поиски национального своеобразия российской культуры. В советскую эпоху академическим традициям удалось выжить, но многое было утрачено. Сразу же после избрания президентом Российской Академии художеств в 1997 году З.К. Церетели приступил к преобразованию Академии, и это - в трудный для всей России переходный исторический период.
З.К. Церетели стремится к объединению вокруг Академии всех художественных сил России. И он последовательно проводит это в жизнь. Академия сохраняет свою приверженность традиционным художественным ценностям, прежде всего творческому мастерству, и в то же время приветствует смелые поиски новых форм искусства. Чрезвычайно важным стала установленная З.К. Церетели открытость академического сообщества всем без исключения направлениям в искусстве России.
Существенным для российской культуры стало создание усилиями З.К. Церетели первого в России Московского музея современного искусства. Несмотря на то, что подобными музеями обладают практически все крупнейшие города мира, в России подобное начинание в течение десятилетий не приводило к успеху, пока за организацию музея не взялся З.К. Церетели. Он внес в этот процесс свою энергию, личные средства и коллекцию произведений русского и зарубежного искусства ХХ века, которую собирал всю жизнь. В декабре 1999 года был открыт Московский музей современного искусства и с тех пор он заслуженно пользуется постоянно растущей популярностью у жителей Москвы и гостей столицы. З.К. Церетели стал первым директором музея и активно развивает его, делает все возможное, чтобы быстро пополнялись музейные фонды. Причем многие произведения русского искусства начала ХХ века возвращаются благодаря его усилиям из-за рубежа.
Еще один крупный музейно-выставочный комплекс - Галерея искусств - на старинной московской улице Пречистенке был создан З.К. Церетели для показа произведений мастеров академической школы. Здесь на многочисленных выставках демонстрируются исторические собрания Академии, в том числе малоизвестные произведения из замечательных исторических художественных академических коллекций из Санкт-Петербурга, разворачиваются экспозиции из российских и иностранных музеев.
Сегодня З.К. Церетели предпринимает огромные усилия для создания третьего музея в Москве - Музея авангарда с включением в него мастерских молодых художников-новаторов, в которых они будут создавать и показывать свои новейшие произведения. Готовится создание филиалов Московского музея современного искусства в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке и Париже. В целом мастер создает под эгидой Академии целую сеть музейных и выставочных комплексов, которые будут способны обеспечить постоянный обмен экспозициями, настоящую художественную «карусель», способную популяризировать все самое интересное в российском искусстве.
Одновременно в качестве Президента Академии З.К. Церетели стремится сохранить, восстановить в полном масштабе и развить формировавшееся на протяжении столетий академическое художественное образование, поддержать старинные знаменитые художественные школы - Репинский институт в Санкт-Петербурге и Суриковский институт в Москве. В сохранении академической школы он видит обеспечение основы не только для поддержания традиций, но и для любого новаторства, залогом которого, по его мнению, всегда служило лишь подлинное мастерство.
Это подтвердило успешное завершение еще одного крупнейшего дела президента и всей Академии художеств - восстановление Храма Христа Спасителя в Москве. Руководство З.К. Церетели всеми художественными работами в храме Христа Спасителя и непосредственное участие во многих из них, координация деятельности почти четырех сотен художников и множества строителей - все это стало шедевром организации художественной работы столь грандиозного масштаба. Сегодня очевидно, что благодаря восстановлению убранства Храма Христа Спасителя в России возродилась преемственность дореволюционных православных художественных традиций с современным церковным искусством.
При всей разнообразной и активной работе в качестве президента Российской Академии художеств мастер не снижает темпов собственного творчества. Его монументальные работы появляются буквально по всей нашей планете. Они находятся или возводятся сегодня в России и Грузии, Франции и Италии, Англии и США, Израиле и Сирии, Уругвае и Чили, Испании и Японии. В своем творчестве З.К. Церетели откликался на многие важнейшие события последних десятилетий и необычайно быстро реагировал на то, что происходит в нашем сегодняшнем мире.
Перед зданием Организации Объединенных наций в Нью-Йорке им был поставлен памятник «Добро побеждает Зло», созданный мастером из фрагментов демонтированных ракет Першинг-2 и СС-20. В Лондоне он воздвиг монумент «Разрушить стену недоверия», отмечающий падение «Железного занавеса». Художник завершает грандиозный проект «Как Европа нашла Америку», начатый им в ознаменование пятисотлетия плавания Христофора Колумба. Уже стоит в Севилье 45-метровый монумент «Рождение Нового Человека», а в Пуэрто-Рико, где европейцы впервые ступили на американскую землю, возводится 126-метровый памятник «Рождение Нового Света». Колоссальный монументальный комплекс, раскрывающий всю историю Грузии, своего рода грузинский Акрополь с мощными фигурами всех властителей страны возводится под Тбилиси. В столице Уругвая Монтевидео мастер создал ансамбль площади со скульптурами Льва Толстого и Юрия Гагарина. В Риме, в садах Боргезе, им был недавно открыт памятник великому русскому писателю Николаю Гоголю. В Париже, во дворе здания ЮНЕСКО, установлена скульптура З.К. Церетели, признанная одним из лучших достижений пластики ХХ века. Также для Франции мастер создает целый ряд вариантов монумента Оноре де Бальзаку. В Москве площадь, носящая имя Шарля де Голля, в ближайшее время будет украшать скульптура - на высоком постаменте фигура этого великого француза. В дни 300-летия Санкт-Петербурга в Круглом дворе старинного здания Академии художеств был торжественно открыт отлитый мастером монумент основателю Академии Ивану Шувалову.
Зураб Церетели первым из художников откликнулся на трагедию 11 сентября. Он немедленно выступил с инициативой создания мемориала в память о жертвах террора. Мастер постоянно продолжает работать над этой темой, стремясь выразить горечь утраты человеческих жизней и показать стремление народов и правительств всех стран мира бороться всеми возможными средствами с террором и насилием.
Зураб Константинович Церетели не только монументалист, создающий произведения грандиозного масштаба. С ранней юности вплоть до сегодняшнего дня, на протяжении всей жизни, несмотря на постоянную перегрузку, он упорно занимается живописью, а в последние годы особенно увлекается графикой. Художник пишет картины, замкнувшись в уединении, сумев отбиться от неотложных дел. Графические листы великолепного качества он создает практически всегда, даже на заседаниях, на которых вынужден присутствовать, или во время своих многочисленных путешествий. Живопись и графика являются для него не просто творчеством в привычном смысле этого слова, но как бы способами существования, внутренним содержанием жизни. Именно поэтому живопись и графика демонстрируют личностные свойства его творчества, раскрывают иные черты индивидуальности мастера, чем его монументальные произведения. Одновременно они помогают ему в поисках скульптурных образов.
Редкое творческое упорство и совершенно незаурядная жизненная сила ощущается в монументах и скульптурных композициях, создаваемых мастером. Один из основных элементов представленной выставки - большая группа скульптурных портретов деятелей культуры ХХ столетия. Мастер создал как бы галерею бессмертных: поэтов, музыкантов, актеров. Среди них ушедшие в вечность гении - Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Всеволод Мейерхольд. Многих из изображенных в скульптурах художник хорошо знал, любил и передал их черты так, как они ему запомнились. Это отразилось в скульптурных портретах Андрея Миронова, Святослава Рихтера, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Иосифа Бродского. В этой галерее присутствуют и деятели искусств, наши современники, с которыми мастер продолжает встречаться сейчас. З.К. Церетели разработал особую композицию для этих скульптурных портретов.
Фигуры появляются из плоскости патинированного металла в высоком рельефе, переходящем в круглую пластику. Кажется, будто они выходят из вечности, из какого-то отрешенного от современности и абстрактного пространства, выходят живыми, сразу узнаваемыми с сопутствующими атрибутами своего творчества и судьбы. Иосиф Бродский оказывается наполовину узником советского лагеря в потрепанной телогрейке, наполовину Нобелевским лауреатом в торжественной мантии, и над этим раздвоенным «телом» его жизни возносится голова поэта, исполненная классического спокойствия и неземной отрешенности от низменной суеты. Не уступают этой композиции другие скульптурные портреты мастеров искусства. Данный скульптурный цикл, все более расширяющийся, принадлежит к числу наиболее удачных начинаний З.К. Церетели.
З.К. Церетели давно интересует возможность выражения одних и тех же мотивов и сюжетов в различных по своим свойствам видах художественной техники. Его увлекают превращения, которые испытывают предметы, фигуры или целые жизненные сцены, когда они запечатляются в различных материалах, рождаются принципиально иными творческими способами.
В огромном застекленном атриуме «Галереи искусств» З.К. Церетели поместил значительный комплекс новых скульптурных работ. Рельефы посвящены Сотворению неба и земли, дня и ночи, человеку, вкушающему блаженство в райском саду, искушению и изгнанию из Рая. В целом ряде произведений, выдержанных в канонической иконографии, раскрываются основные события земной жизни Христа и его чудеса. Вместе эти горельефы формируют грандиозную скульптурную композицию поистине эпического масштаба.
В центре освещенного куполом зала - гигантское бронзовое яблоко, плод Древа познания добра и зла, который отведали Ева и Адам перед изгнанием из Рая. Оно символизирует выбор между запретом и искушением, добром и злом, который всегда стоит перед человеком. Окружающие его звери и птицы создают, по замыслу художника, образ гармонии мира, радостного и спокойного, в котором когда-то жили и люди, и которого они лишились после своего падения и изгнания из Рая. Внутри яблока, в полутьме, рельефы передают образы вечного наслаждения такими, как их представляли древние, дохристианские культуры, символы искушения Адама и Евы. Новая работа художника соединила в себе многие давние темы его творчества: размышления о смысле жизни, о вере и чувстве, о границах греховного и дозволенного. Это новое крупнейшее произведение неслучайно создавалось в момент перелома тысячелетий, когда современность переплетается с вечностью, и вновь, в который раз, ставит перед человеком главные вопросы бытия.
Творчество мастера созвучно современности даже тогда, когда он обращается к вечным, классическим темам. Оно пронизано ощущением радости, бесконечным трудолюбием, уверенностью в том, что счастье делается собственными руками. Этот неиссякаемый оптимизм, утверждение чувственного и яркого, красочного и пластичного, насыщенного до предела бытия, как лучшего дара жизни, более всего привлекает в работах Зураба Церетели. В них, есть то, что так нужно сегодня - безоговорочная, искренняя уверенность в ценности совершаемого человеком, необыкновенная и неизбывная, побеждающая сила жизни».


Дмитрий Швидковский. Журнал «ДИ» №3, 2004

Academy president, museum director and artist
The work of Zurab Tsereteli is the true image of the new, post-petestroika times in this country. Zurab Tsereteli has long been renowned as a master of mosaics, enamels, stained glass, and cast and stamped metal sculptures and, moreover, as a talented painter. He has also distinguished himself as a resourceful statesman at the post of President of the Russian Academy of Arts. It will soon be 250 years since the foundation of the Academy. Established by a decree of Elizabeth after the idea of her father, Peter the Great, and transformed by Catherine II, the Academy has been very instrumental in Russian history. For centuries it was a place where Russian and European cultures got along well, where, in particular, French art became better known and where much was done to find Russian national identity. The academic traditions had survived into the Soviet era, though with numerous losses.Soon after he was elected president of the Academy in 1997, Zurab Tsereteli set out to reform it, and that at a time when the country was in difficult historical transition. Zurab Tsereteli has since been making steady efforts to join all Russian art forces under the banner of the Academy. What has proved especially important is that Zurab Tsereteli has made the academic community open to any art directions in Russia. Another great contribution to Russian culture was the foundation through Zurab Tsereteli's efforts of the Museum of Modern Art in Moscow, the first one of this kind in this country. Even though few big cities in the rest of the world go without a similar museum, all efforts undertaken for decades to set up one here came to grief until Zurab Tsereteli took the matter in his hand. He invested his energy, his own money, and the 20th-century Russian and foreign art works he had collected. Zurab Tsereteli himself took office as the first director of the museum. Taking every effort to get the museum's stores grow fast, he has helped many of the early-20th-century Russian art works overseas to return home. Furthermore, Zurab Tsereteli has set up an art gallery on the old street Prechistinka in Moscow to let the public see works by academic-school masters. Currently, Zurab Tsereteli is taking pains to set up his third museum in Moscow -- a museum of avant-garde art (with workshops for young innovators to create and exhibit their latest work). Preparations are also under way to open Museum of Modern Art affiliates in St Petersburg, New York and Paris. Altogether, a chain of museum and exhibition complexes under the aegis of the Academy will emerge to keep a continuous exchange of shows and so popularize most interesting Russian arts. At the same time, Zurab Tsereteli as president of the Academy wants the age-long system of academic art education to be not only retained but restored in full and even developed further. Above all, he tries to support the Repin Institute in St Petersburg and the Surikov Institute in Moscow. With the academic school intact, there will always be enough grounding for both living up to tradition and blazing a trail, without which no true art is possible, he believes. A good case in point has been the restoration of Christ the Saviour Cathedral , one of the greatest achievements of the Academy and its president. It is now evident that restoring the interior decor of the Cathedral has helped to carry on the pre-Revolution Orthodox art traditions into the contemporary church art in Russia. For all hard and varied work as president of the Academy, Zurab Tsereteli never fails to slow down in his own creative output. His monumental works are cropping up literally all over the planet.
Dmitri Shvidkovsky






версия для печати