Д.Швидковский. Статья «Иоанн Павел II снова на французской земле». 2006

 

Д.Швидковский. Статья «Иоанн Павел ll снова на французской земле». 2006
В своем многогранном и неустанном творчестве Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели сделал еще один шаг, необыкновенный и яркий. В старинном французском городе Плоэрмель мастер возвел памятник Иоанну Павлу II - главе католической церкви и одному из самых активных борцов за духовные и нравственные ценности в нашем противоречивом и трудно живущем мире. Недавно умерший Папа отличался от всех других понтификов в тысячелетней истории церкви своим страстным стремлением посетить христианскую паству во всех частях нашей планеты. Многократно был он и во Франции, и особенно ценил Бретань, западную часть страны, веками славную своими христианскими традициями. Город Плоэрмель восходит еще к античной эпохе, когда на этом месте располагалось поселение одного из галльских племен. Сюда рано пришло христианство, принеся с собой универсальную художественную культуру Средневековья. Здесь работали артели мастеров, создавая из камня твердыни духа - готические храмы, пронизанные идеей высокой духовности, устремления к небу - и твердыни земные - великолепные укрепления, которые долго позволяли герцогам Бретани сохранять свою самостоятельность по отношению и к французским, и к английским королям, претендовавшим на эту землю. Именно о таких городах великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин писал, уже в эмиграции, во Франции: « В стране, заменившей мне родину, немало городов со старинным собором с бесценным порталом, веками охраняемым стражей святых изваяний… и петух в небесах, высокий Господний глашатай, зовущий к Небесному Граду». Сегодня в Плоэрмеле к древним зодчеству, скульптуре, прикладному искусству, которые выражают духовность прежних веков, присоединяется произведение, передающее стремление к Богу людей нашего времени, все еще неугасшее и иногда, как в этом памятнике Иоанну Павлу II, вспыхивающее ярким и стойким пламенем. Скульптор изобразил понтифика таким, как он запомнился ему при личной встрече, - значительным, монументальным уже в силу своего сана, облаченным в торжественные одежды, но, прежде всего, мощным и мудрым человеком, исполненным подлинной силы духа. Портретное сходство соединяется в этой работе Зураба Константиновича Церетели с отчетливой, даже резкой выразительностью. Папа стоит как бы в проеме врат старинного храма, намеренно сделанным художником без деталей, обобщенными, и лишь крест вознесен над всей композицией, осеняя ее своим благословением. Этот монумент понятен и близок не только французам, он обращен к всеобщим духовным ценностям, открытым всем народам, к чему страстно стремился Иоанн Павел II. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул, что создание этого памятника - «проявление духа сотрудничества и толерантности». Архиепископ Антонио Меннини, Представитель Ватикана в Российской Федерации, в письме З.К. Церетели отметил, что Папа Бенедикт XVI «в высшей степени признателен Вам за знак доброй воли, проявленный Вами на пути содействия христианскому единству, доверию и взаимопониманию. Несомненно, данный монумент, который Вы передали жителям Плоэрмеля, будет способствовать гармоничному сосуществованию народов нашей планеты». В обращении к епископу города Ванн, в чьей епархии находится Плоэрмель, от имени Папы Бенедикта XVI сказано, что эта статуя будет «напоминать всем о неутомимом паломнике справедливости и мира, которым был Иоанн Павел II, и будет призывать… всех людей доброй воли активно защищать этические и духовные ценности…» Памятник Иоанну Павлу II З.К. Церетели открывает менее чем через три месяца после торжественной инаугурации в США его монумента, посвященного борьбе против мирового терроризма. Вряд ли это можно назвать случайностью, скорее, напротив, здесь являет себя общая направленность творчества мастера в последние десятилетия. В его работе с особой ясностью отточенного художественного образа запечатлено стремление мастера к утверждению общечеловеческих ценностей - мира, отказа от насилия, высокой духовности, веры в Бога. Недаром он создал и скульптуру Св. Георгия перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, в которой конь святого копытами топчет осколки разбитых американских и советских баллистических ракет, и образ великой Матери Терезы из Калькутты, и изображение почитаемого и католиками, и православными Св. Николая Чудотворца в Бари в Италии. А в Москве им создано огромное и беспрецедентное монументальное произведение в атриуме Галереи Искусств, соединяющее круглую скульптуру, рельефы, перегородчатую эмаль, инсталляции в единое целое, посвященное Библии, извечным проблемам Добра и Зла, общим для всего человечества. Зураб Константинович Церетели, Президент Российской академии художеств, иностранный член Академий изящных искусств Франции и Испании, посол Доброй Воли Юнеско, всем своим творчеством, на протяжении многих лет жизни утверждает средствами искусства стремление человечества к духовному возрождению, сохранению нравственных начал, любви к ближним и надежду на победу добра и взаимопонимания между людьми. Новый памятник на французской земле - Иоанну Павлу II в Плоэрмеле - создает еще одно звено в этой великолепной и обращенной к самому широкому, всемирному зрителю череде работ мастера.
Дмитрий Швидковский,2006






версия для печати