И.Тураева. Статья «Светлый образ Папы Римского Иоанна Павла II навсегда останется в нашей памяти», 2006

 

И.Тураева. Статья «Светлый образ Папы Римского Иоанна Павла II навсегда останется в нашей памяти», 2006
На протяжении многих столетий с начала I тысячелетия религиозность была отличительной чертой бретонского народа. Ничто не могло поколебать древней веры бретонцев, которую их предки привезли с собой из сумрачных монастырей Уэльса. И по сей день, религиозное достояние Бретани, поразительно живое и оригинальное, не похожее, пожалуй, ни на что подобное в современной Западной Европе, составляет один из источников так называемого «бретонского своеобразия». «Бретань, страна бардов, страна древних Святых...». Эти слова бретанского гимна достаточно верно отражают суть и истоки религиозных традиций Бретани, которые берут свое начало в глуби веков, когда островные бритты, ведомые своими духовными вождями, пришли на континент. Высадясь в Арморике, подвижники Церкви строили монастыри, вокруг которых вырастали поселения, превращавшиеся со временем, в большие города. Так и старинный бретонский город Плоэрмель (Ploermel), основанный в VI веке ирландским монахом («плоу Армель» - «деревня Армеля»), к XII веку превратился в один из главных городов герцогства, в XIV веке был некоторое время столицей Бретани. Здесь состоялась знаменитая битва Тридцати - нечто среднее между сражением и турниром между англичанами и французами во время Столетней войны в 1351 году. С древних времен сохранились старинные кварталы города и площадь Меннэ (place La Mennais), где находятся астрономические часы и церковь Сен-Армель, построенная в XV веке и перестроенная в XVI веке в стиле пламенеющей готики. Сейчас Плоэрмель - один из городов Морбиана - департамента Франции, с административным центром в другом древнем городе Бретани Ванне. До сегодняшнего дня здесь сохранился культ семи святых покровителей Бретани или, как их еще называют – «отцов Родины». В Плоэрмеле почитают Святого Армеля, город входит в традиционный маршрут религиозных туров вокруг Бретани, паломничество, составляющее приблизительно 600 км, сегодня вновь популярное среди бретонцев. Это духовное и культурное путешествие позволяет участникам (пешим, на велосипедах, верхом, или на машинах) открыть для себя традиции религиозной жизни Бретани. В наши дни здесь сохранился и обычай крестных ходов за отпущением грехов, которые духовенство назвало «пардонами» или «прощениями», некоторые из крестных ходов объединяют до нескольких десятков тысяч человек и даже для неверующих людей являются прекрасным случаем полюбоваться традиционными костюмами и попытаться лучше понять бретонский менталитет. Именно Плоэрмель, хранитель древних религиозных традиций, предложил Зурабу Церетели установить в старинной части города памятник, посвященный Иоанну Павлу II, понтифику, который в сложное время на рубеже веков и тысячелетий неустанно служил Церкви и миру. Его неоднократные посещения Франции и Бретани принесли любовь и почитание паствы. Ваннский епископ Реймонд Сентен обратился в Ватикан и получил поддержку и духовное благословение от Папы Римского Бенедикта ХVI, «дабы данная статуя напоминала всем о неутомимом паломнике справедливости и мира, которым был Иоанн Павел II». Православная церковь также высоко оценила эту инициативу, и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II своём письме на имя автора скульптуры особо отметил, что «власти Франции и представители Ватикана выражают удовлетворение данной акцией, как проявлением духа сотрудничества и толерантности». Он также припомнил, что это не первый памятник, установленный Церетели за рубежом. Не так давно в итальянском старинном городе Бари рядом с базиликой Святого Николая Мирликийского, где с XI века хранятся его мощи, был установлен памятник этому святому. Образы святых подвижников - скульптурные изображения Святого Великомученика Георгия Победоносца, Апостола Павла, Святителя Николая-Чудотворца, Преподобного Иринарха Затворника, Святой равноапостольной княгини Ольги, Святого Александра Невского, героя Куликовской битвы Александра Пересвета - это часть творчества Церетели, направленная на возрождение духовности. Его знаменитые 64 иллюстрации по сюжетам из Старого и Нового Заветов выполнены в разных техниках и материалах, начиная от графических листов, эмали, мелкой пластики в рельефе и заканчивая грандиозными монументальными барельефами и многофигурными композициями по тем же мотивам в круглой скульптуре. Скульптурный образ Папы Римского Иоанна Павла II, выполненный в бронзе, расположен в центре высокой арки, осененной крестом. Основанием этой композиции служит невысокий постамент из серого гранита. Памятник установлен в центре города на площади, которая названа именем понтифика. Идея Церетели всемерно содействовать средствами искусства возрождению духовности, сближению и сотрудничеству между народами России и других христианских стран нашла свое выражение в создании памятника понтифику, который утверждал в современной цивилизации духовные ценности. Деяния Папы Римского Иоанна Павла II навсегда останутся в нашей памяти, также как и его светлый образ, запечатленный в скульптуре мастером. 

Ирина Тураева,2006 


Для справки: До сегодняшнего дня сохранился культ семи святых покровителей Бретани или, как их еще называют – «отцов Родины». Чтобы почтить семь святителей Бретани, начиная с Xll века, распространяется практика религиозных туров вокруг Бретани, иначе – «Tro Breiz» (Тро Брейз), по их могилам, расположенным в столицах семи епархий Бретани: останки св. Патерна покоятся в Ванне, св. Корентина в Кемпере, св. Поля Аурелиен в Сен-Поль-де-Леон, св. Тугдаля в Трегере, св.Самсона в Дол-де-Бретань, св. Брие и св. Мало в городах эпонимах. В XlV и XV, веках, это пешее паломничество объединяло несколько тысяч пилигримов. Традиция предписывала, чтобы каждый бретонец выполнил этот акт веры хотя бы один раз в жизни. Даже властители Бретани не пренебрегали этим обычаем. Так, с июня, по конец сентября 1505, свой Tro Breizh совершила герцогиня Анна Бретонская. Выходящее, понемногу, из употребления начиная с XVI века, после Войн Лиги, паломничество, составляющее приблизительно 600 км, сегодня вновь популярно среди бретонцев. Этот духовное и культурное путешествие, позволяет участникам (пешим, на велосипедах, верхом, или на машинах) открыть для себя традиции религиозной жизни Бретани. Также начиная с XV века, с началом массового строительства и реконструкции церквей, пилигримы собираются на большие ассамблеи, чтобы получить отпущение грехов. В наши дни, эти крестные ходы которые духовенство назвало «пардонами» или «прощениями", не утратив своего религиозного значения, приобрели значение манифестаций бретонской культуры, и даже для неверующих людей, являются прекрасным случаем полюбоваться традиционными костюмами и попытаться лучше понять бретонский менталитет. Подобные мероприятия могут быть очень скромными (если они проводятся в честь локального святого), а некоторые могут объединять до нескольких десятков тысяч человек, как крестный ход в Сен-Анн д`Орэ, проходящий ежегодно в конце июля. Существует поговорка: «Мертвым или живым, но один раз, в крестном ходе Святой Анны должен принять участие каждый бретонец».






версия для печати