ЧАРКИН Альберт Серафимович (1937-2017)


ЧАРКИН Альберт Серафимович (1937-2017)

Скульптор
16.12.1937, Белёв. Тульская область - 09.01.2017, Санкт-Петербург. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Академик Российской академии художеств (Отделение скульптуры, с 1999)
Член Президиума РАХ (2001-2017)

Народный художник Российской Федерации (2005)
Член Союза художников СССР, России (с 1972)
Профессор (2002)

Образование: Институт живописи скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1966), мастерская скульптуры профессора В.Б.Пинчука; Творческая мастерская скульптуры Академии художеств СССР в Ленинграде под руководством Н.В. Томского, М.К. Аникушина (1966-1970).

Педагогическая деятельность: руководитель мастерской скульптуры (с 2001), ректор (2001-2010) Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Основные монументальные произведения: памятники – В.И. Ленину (в составе авторской группы, 1970, Москва, Кремль), В.И. Ленину (в составе авторской группы, 1970, Красноярск), монумент Победы в Великой Отечественной войне (1975, Рязань), «Погибшим воинам в Великой Отечественной войне» (1981, г. Чинобад, Узбекистан), десантникам (1985, Таганрог), Ф.Э. Дзержинскому (1987, г. Уфа), поэту С.А. Есенину (1995, Санкт-Петербург, Таврический сад), академику А.П. Александрову (1997, г. Сосновый Бор, Ленинградской области), князю Александру Невскому (2001, поселок Рощино Ленинградской области), князю Александру Невскому (2002, Санкт-Петербург), поэту С.А. Есенину (2009, Санкт-Петербург), инженеру В.В. Николаеву (2012, Чебоксары), врачу Воину-Ясенецкому – Святителю Луке (2012, г. Алупка, Крым), Федору Апраксину (2013, Выборг), Великому князю А.М. Романову (2013, Санкт-Петербург), адмиралу Г.И. Невельскому (2013, Южно-Сахалинск, г. Корсаков), поэту С.А. Есенину (2013, Санкт-Петербург), памятники-бюсты - императору Петру I (1993, Санкт-Петербург, Московский вокзал), А.Д. Меньшикову (1997,г. Колпино, Санкт-Петербург), летчику В. Чкалову (1997, Санкт-Петербург, станция метро «Чкаловская»), дипломату, князю А.М.Горчакову (1997, Александровский сад, Санкт-Петербург) П.Х. Витоштейну, Герою Отечественной войны 1812 года (2014, Псковская область), монументы - «Защитникам Киевской Руси», к 2000 – летию г. Лубны (1988, г. Лубна, Полтавской области, Украина), обелиск городу-герою Ленинграду (1985, Санкт-Петербург), монументально-декоративные композиции для фонтанов - «Русалка» (1996, г. Охтруб, Германия ), «Утро жизни» (2002, г. Чанчунь, КНР), монументально-декоративная скульптура - «Городовой» (1998, Санкт-Петербург, улица Малая Конюшенная), «Остап Бендер (2000, Санкт-Петербург, Итальянская улица), «Бравому солдату Швейку» (2003, Санкт-Петербург), композиция «Драматурги А. Вампилов, В. Розов, А. Володин» (2007, Москва), «Прометей» (2013, г. Юнань, КНР), мемориальные доски - поэту С.А. Есенину (2012, Москва), Н. Карамзину (2012, Ульяновск), поклонные кресты - в честь небесной покровительницы Москвы Ефросинии Московской, великой княгини Евдокии Дмитриевны (2013, Москва), Поклонный крест в Белграде (2014, Сербия).

Основные станковые произведения: скульптурные композиции – «За долю народную» (1966, бронза), «Выстрел» (1997, бронза), «Пушкин и Натали» (2009, бронза), портреты – хирурга Д.А. Казанского (1975, бронза), литературного критика Б.И. Бурсова (1980, бронза), реставратора С. Ямщикова (2012, бронза, музей-заповедник «Пушкинские Горы»), лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова(2013, бронза).

Станковые произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Государственного музея городской скульптуры (Санкт-Петербург), Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург), Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Омского государственного историко-краеведческого музея, Бузулукского краеведческого музея, Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (Константиново, Рязанская обл.) и в других музеях России, а также в зарубежных коллекциях.

Участник региональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок с 1965 года. Персональные выставки прошли в Санкт-Петербурге, в других городах России и зарубежных стран.

Общественная деятельность: заместитель председателя Правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР (1987-1996гг.); председатель и член Правления Санкт-Петербургского Союза художников (с 1996г.).

Государственные и общественные награды и премии: Диплом Первой степени Министерства культуры СССР (1968), юбилейная медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), медаль «За трудовое отличие» (1986), медаль «Ветеран труда» (1988), памятный знак «50 лет Победы» (1996), лауреат премии города Санкт-Петербурга в области литературы и искусства (2006), Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007г.), золотая, серебряная и бронзовая медали имени Джакомо Манцу (Италия). Лауреат региональных, всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству.

Награды РАХ: Диплом Академии художеств СССР (1968), орден «За служение искусству» РАХ (2012).


Русский характер - скульптурная тема Чаркина Свой творческий интерес Альберт Серафимович Чаркин сосредоточил на скульптуре, проявив себя в разных ее жанрах. Работам художника свойственна реалистическая направленность. В произведениях мастера сильна приверженность к классическому искусству - образам, в которых правят реалистическое видение, классические формы, в которых воплотились мечты человека о прекрасном. Почти все творчество мастера посвящено России, ее истории, культуре, верным сынам Отечества, прославленным и неизбалованным славой людям. Знаменитые пушкинские слова: «там русский дух, там Русью пахнет» справедливо применимы к творчеству скульптора. Искусству мастера свойственен особый «мужской характер», строгость, порой жесткость, где она уместна. В его произведениях царят: четкость композиции, лаконичность формы, выразительная индивидуальность образа. Портрет в творчестве мастера имеет особое значение, не в ограниченном жанром понимании, а как характер, диктующий весь строй художественного образа. В монументах, памятниках, бюстах, барельефах, станковых работах, во всех творческих поисках скульптора ведет сила личности, которая становится основой произведения. Художник смело выбирает героя своих произведений, его не смущают уже созданные скульптурные оды других мастеров - так было с Есениным, Горчаковым, Петром I. Диапазон творческих интересов широк и непредсказуем - от Александра Невского до Остапа Бендера. Такой смелый выбор объясняется азартом художника, которому интересно находить для себя что-то новое, совершенствовать свое воображение и мастерство, каждый раз «оживлять» материал. Мастеру близки классические материалы скульптуры - бронза, камень. Находя осязаемую форму образному миру, придавая материальность истории, памяти, чувству, художник исповедует принципы русской академической школы, представителем которой является.
Журнал «ДИ» 9-10, 2003.



Возврат к списку

версия для печати