РОЗАНОВ Евгений Григорьевич (1925 -2006)


РОЗАНОВ Евгений Григорьевич (1925 -2006)

Архитектор.

8.11.1921, Москва - 30.8.2006, Москва.
Жил в Москве.

Член-корреспондент (1979), действительный член АХ (1983), акаде¬мик-секретарь отделения архитектуры АХ (1988-2002), вице-президент АХ (1997-2006).

Кандидат архитектуры (1977), Заслуженный архитектор РСФСР (1977), Народный архитектор СССР (1983), действительный член Российской академии архитектуры (1992). Президент Международной академии архитектуры (отделение в г. Москве - МААМ, 1992). Член Французской Академии архитектуры (1998).

Член Союза архитекторов СССР (с 1959), секретарь правления Союза архитекторов СССР (1987-91).

Государственные награды: Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы (1970), Премия Совета Министров СССР (1971), Государственные премии СССР (1975, 1980),
Государственная премия Узбекской ССР им. А. Навои (1981), ордена «Знак Почёта» (1969), Октябрьской Революции (1974), Трудового Красного Знамени (1981), Дружбы народов (1985), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995),

Учился: МАРХИ (1946-51), у Г.А. Захарова, З.С. Чернышёвой.

Директор и творческий руководитель Центрального НИИ экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений им. Б.С. Мезенцева (1970), первый заместитель председателя Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (1985), председатель Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР, первый заместитель председателя Госстроя СССР (1987-92).

Проекты и постройки: Концертный зал в г. Ростове-на-Дону (совм. с Е.С. Кузнецовым, В.Н. Шестопаловым, 1969), здание драматического театра в г. Орле (1965-76), здание театра Музыкальной комедии в г. Хабаровске (1967-77), здание драматического театра в г. Курске (1968-83), здание филиала Центрального музея В.И. Ленина в г. Ташкенте (совм. с Шестопаловым, 1970), здание музея Ленина в г. Самаре (1986-88), ансамбль цен¬тральной площади в г. Владивостоке (1983), пансионат в г. Юрмала (совм. с Л.А. Лавровой, Е.К. Шумовым, 1972), комплекс санатория «Южный» в Крыму (совм. с Шумовым, 1979), универсальный спортивный зал «Динамо» (1980), комплекс высотных административных зданий на просп. Вернадского (оба - в г. Москве, совм. с В.П. Давиденко, П.П. Мудровым, Ю.В. Алексеевым и др., 1981-94), проект ансамбля центральной площади г. Тулы (руководитель проекта, 1983-84), Дворец дружбы народов в г. Ташкенте (1981-92); реконструкция Украинского бульвара (скульптор А.Н. Бурганов, 2003), проект застройки Боровицкой площади (конкурсный проект, 1997), Дом художника (конкурсный проект, 2001), памятник А.В. Щусеву, Новодевичье кладбище (скульпторы С.Т. Конёнков, А.В. Бабичев, 1956), архитектору М.Ф. Казакову в Московском Кремле (скульптор O.K. Комов, 1994), последние пять - в г. Москве.

Автор статей по проблемам архитектуры и градостроительства в жур¬нале «Архитектура СССР».

Награды ведомственные и другие: Золотая медаль АХ (1994).


















Розанов: профессия - синтез искусств Для творчества Евгения Григорьевича Розанова характерны масштабные ансамбли, обширные градостроительные композиции, он мастер органичного взаимодействия современной архитектуры с исторической средой и ее природным окружением. Уже первые серьезные творческие шаги выявили увлеченность и азартность выполнения проектных заданий. Так авторский дебют стал не только победой на всероссийском конкурсе на проект памятника академику А.В. Щусеву, но и временным «отклонением от курса». Работа над осуществлением этого проекта повлияла на твердое решение заняться скульптурой, что на несколько лет отвлекло его от архитектуры. Этот опыт раскрыл новые возможности, которые мастер в дальнейшем применит в своем творчестве. Постоянно работая со скульпторами при создании памятников и решении городского пространства, Розанов занят поисками наиболее удачных форм взаимодействия архитектуры и скульптуры, конструкций и объемов. Москва, Владивосток, Тула, Самара, Ташкент, Луанда (Ангола), Париж - обширная география основных проектов мастера. Он стремится к пониманию архитектуры как связующей, конструктивной формы взаимодействия разных видов искусства. Выразительная пластика объемов, дополненная произведениями монументального искусства, строгость внешней отделки и декоративность интерьера характерны для административных, музейных и театральных зданий архитектора, становящихся своеобразным театром различных видов изобразительного искусства. В своем творчестве мастер сочетает масштабные проекты, возникающие при разработке ансамблевых архитектурных форм, и решение более камерных задач. Организация городских пространств тесно связана с поиском образного решения малых форм - представительных, мемориальных, и все мастер делает с прежним азартом и увлечением.

Журнал "ДИ"№9-10,2003


Возврат к списку

версия для печати