МАКСИМОВ Евгений Николаевич


МАКСИМОВ Евгений Николаевич

Живописец. 
Родился 9 августа 1948 года в городе Кашира Московской области. Живет и работает в Москве. 

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2001г.).
Академик-секретарь Отделения живописи (2001г.), член Президиума (2001г.), вице-президент (2017г.) РАХ. Руководитель Творческой мастерской монументальной живописи РАХ (с 2001г.)

Народный художник Российской Федерации (2005г.)
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994г.)
Профессор (1999г.)

Образование: мастерская монументального искусства МГАХИ им. В.И.Сурикова (1973г.), очная ассистентура-стажировка у руководителя К.А.Тутеволь (1982г.).

Профессиональная деятельность: художник-исполнитель в монументальном цехе Комбината художественных работ Московского областного художественного фонда РСФСР (1975-1977гг.).

Основные произведения. Работы в области монументального искусства: роспись свода главного купола и малых куполов храма Христа Спасителя в Москве, а также Преображенской Церкви (Нижний храм), зала церковных соборов комплекса и сводов кувуклии (...г.); руководитель фресковых росписей Казанского собора (1996-1998гг.) и Владимирского храма (1998г.) в Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская область); росписи Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке (...г.); росписи в храме во имя Святого Георгия Победоносца в Никозии (Кипр, ...г.); росписи храма Святого Модеста Иерусалимского на Афоне (Греция, ...г.); роспись плафона нового корпуса Большого театра (совместно с З.К.Церетели, ...г.); роспись залов приема Галереи искусств Зураба Церетели в Москве (...г.). 
Работы в области станкового искусства: иконы «Святая Марина» и «Обретение и воздвижение Святого Креста» в церкви Панагии Элеусы, Модулас (Кипр, 1991г.), мозаичные иконы «Христос Пантократор» (Лондон, 1993г.), «Спас Нерукотворный» в церкви во имя Тихвинской иконы Божьей Матери (Московская область, 1994г.), икона «Тайная вечеря» (частное собрание, Кипр, 1995г.); портрет императрицы Екатерины II «Московская помещица» (Государственный музей-заповедник «Царицыно», ...г.).

Участник федеральных и международных выставок с 1972 года.

Педагогическая деятельность: старший преподаватель кафедры рисунка (1982г.), руководитель монументальной мастерской (с 1990г.), проректор по творческой и выставочной работе (с 1994г.), заведующий кафедрой рисунка, доцент, профессор кафедры живописи и композиции, заведующий кафедрой живописи и композиции (с 2000г.) МГАХИ им. В.И.Сурикова; заведующий кафедрой монументальной живописи факультета церковных художеств в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (с 1997г.).

Государственные и общественные награды: Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2000г.), Премия Москвы в области искусств (2002г.), Орден Андрея Рублева III степени (2004г.), Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (2008г.), Премия Правительства РФ в области культуры и искусства (2012г.); Орден Святой Анны III степени Российского Императорского Дома (2014г.); Орден Дружбы (2014г).

Награды Российской академии художеств: Золотая медаль РАХ (2002г.).


Максимов - наследник древнерусской школы Возрождение православных храмов России, воссоздание их живописного убранства - сложный процесс, в котором участвуют сегодня многие знаменитые художники. Евгений Николаевич Максимов - один из ведущих мастеров современной монументальной живописи. Эта сфера изобразительного искусства стала стихией его творчества, позволила воплотиться таланту мастера во многих направлениях. Основным творческим интересом художника стали храмовые росписи. Для него главное - понять и прочувствовать на начальном этапе работы своеобразие архитектурного пространства, оно и должно подсказать, как действовать дальше. В самой росписи он придерживается традиций византийского искусства, художественных особенностей древнерусских школ (особенно любимый период - ХVI век). Они стали источником и вдохновения, и совершенствования мастерства. Фреска - любимая техника Максимова, она рождается в результате импровизации, в ходе непосредственного переживания и осмысления образа, который необходимо написать в короткий срок, без возможности остановиться или исправить. Тут особая трудность и особое мастерство. Фреска, мозаика, иконопись - в каждой технике художник находит свою философию материала и поэтику жанра, жаждет овладеть их законами, выразительными возможностями и тонкостями ремесла. Мастеру довелось работать не только в храмах, но и в пространствах светской архитектуры. Среди этих росписей одни - выдержаны в стилистике классицизма, другие - связаны с образом Возрождения или авторски переработанной иконографией древнерусской живописи. Другая грань творчества Максимова - его лиричные, камерные пейзажи. Многие из них - виды родной Каширы. Их мягкий нежный колорит передает трогательное, бережное отношение художника к картинам природы, чуткость к состояниям времен года, своеобразию их сменяющихся настроений. Храмовые росписи, небольшие живописные этюды и нежные акварели для художника - возможность любоваться творениями Бога, ощущать единство материи и духа.

Журнал «ДИ» №9-10, 2003.



Возврат к списку

версия для печати