ОЛЕНИН Алексей Николаевич (1763-1843). Президент АХ 1817-1843


ОЛЕНИН Алексей Николаевич (1763-1843). Президент АХ 1817-1843

28.11(09.12)1763, Москва - 17(29).04.1843, Санкт-Петербург.

Алексей Николаевич Оленин (1763-1843) – статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного Совета. Археолог, писатель, занимался гравированием, изучал медальерное искусство, коллекционер. С 1786 г. – член Российской Академии. С 1811 г. – директор Императорской Публичной библиотеки. Президент Академии художеств в 1817-1843 гг. Автор «Краткого исторического сведения о состоянии Императорской Академии художеств с 1764 по 1829 год». В 1829 г. учредил «рюст-камеру или костюмную палату», куда подарил свое ценное собрание оружия и костюмов.

При нем велись значительные строительные работы как внутри главного здания, так и в академическом саду; получила оформление пристань со сфинксами. Возродил театрально-музыкальные вечера, на которых бывали И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков. За время его президентства собрание музея значительно увеличилось за счет тех частных собраний (графа В. Г. Орлова, графа В. В. Мусина-Пушкина-Брюса, князя Евстахия Сапеги), которые приобретались правительством и частично передавались в Академию. С именем шестого президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, назначенного на этот пост в 1817 г., связана целая эпоха. Высокопросвещенный человек, получивший европейское образование, он был и государственным деятелем – членом Государственного Совета, действительным статским советником ( а с 1811г. еще и директором Императорской Публичной Библиотеки). В юношеские годы изучая в Германии историю и историю искусства в Королевской библиотеке, музеях, общаясь с художниками в Дрездене и Страсбурге, молодой военный вернулся в Россию неплохим знатоком произведений мастеров древности и Возрождения, хорошим рисовальщиком. Первые опыты в области художеств относятся к 1794 г., когда Алексей Николаевич выгравировал эстамп к сочинению о Тьмутараканском камне графа А. И. Мусина-Пушкина, президента Академии художеств; позже – выполнил 92 виньетки сепией и акварелью для рукописного собрания стихотворений Державина, которые поэт лично поднес Екатерине II. Увлеченно занимаясь археологией, Оленин коллекционировал памятники древности, а став президентом Академии, учредил «Рюст-камеру или костюмную палату» и подарил свое собрание старинного французского, японского и русского оружия, предметов быта народов, населявших острова Тихого океана. На его основе возник «Музей костюмов и предметов для писания nature morte», коллекция которого широко использовалась для учебных постановок.

Будучи человеком общительным, Алексей Николаевич окружал себя людьми науки и искусства; салон в Петербурге и усадьба «Приютино» радушно принимали художников (В. Л. Боровиковского, А. Г. Венецианова, А. Г. Варнека, А. И. Зауервейда, О. А. Кипренского, скульпторов С. И. Гальберга, И. И. Теребенева, И. П. Мартоса, гравера Ф. И. Иордана). Его посещали историки, писатели, поэты – А. С. Пушкин, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, И. М. Муравьев-Апостол, С. С. Уваров. Став президентом Академии, Оленин возродил в ней музыкально-танцевальные вечера и театральные представления, на которых часто бывали И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков. При Оленине осуществлены значительные строительные работы, как внутри Академии художеств, так и на ее территории. В 1819 г. между 2-м и 3-м этажами главного здания по проекту архитектора А. А. Михайлова сооружена Чугунная лестница, являвшаяся входом в Воспитательное училище. Оформленная живописными и скульптурными аллегорическими изображениями на тему «трех знатнейших художеств» ( работы знаменитых скульпторов С. С. Пименова, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, И. П. Прокофьева; живописные панно «Аполлон», «Слава» и «Афина» выполнены С. А. Бессоновым по эскизам В. К. Шебуева, А. И. Иванова и А. Е. Егорова), лестница являет собой образец синтеза искусств. В конце 1820-х гг. приступили к окончательной отделке Парадных помещений второго этажа, выходящих на набережную. Работы производились по проекту и под руководством К. А. Тона, вернувшегося из за границы после усовершенствования. В частично перестроенных двусветных залах разместились 1-я и 2-я Античные галереи, где вдоль окон были расставлены слепки с античной скульптуры и рисовали ученики (рисование с гипсов было одним из важных этапов подготовки будущих художников). Напротив окон развесили переданные Николаем I из Зимнего дворца большемерные копии русских художников, написанные в Италии с оригиналов мастеров Возрождения. Тон перестраивает и оба угловых павильона, перекрывая их куполами. Один из них, в котором установили скульптуру Екатерины II работы С. И. Гальберга, стал использоваться как конференц-зал. Купол центрального круглого зала (или Ротонды), позднее именовавшегося «шебуевским», в 1830-х гг. был украшен живописным плафоном «Олимп, торжествующий основание Академии художеств», выполненным В. К. Шебуевым.

В 1819 –1821 гг. по проекту А. А. Михайлова в академическом саду сооружен «Античный портик», предназначенный для размещения учебных классов, в том числе и «зоографического», бани для воспитанников и прачечной. Здание проектировалось в духе наиболее совершенных образцов древнегреческих храмов – с шестиколонным дорическим портиком, увенчанным треугольным фронтоном. Олениным была задумана гранитная пристань для судов напротив Академии. Рассматривались проекты двух архитекторов – Огюста Монферрана и Константина Тона; лучшим признан вариант последнего, подразумевавший широкий спуск к Неве со скульптурами «Укротителей коней» П. К. Клодта фон Юргенсбурга (какие уже к тому времени украшали Аничков мост на Фонтанке). В это время стало известно о возможности приобретения в Египте двух гранитных сфинксов, рисунки которых были посланы в Академию для рассмотрения. Сфинксы, привезенные морем, летом 1832 г. до окончания устройства пристани поставлены в круглом дворе Академии, и установлены на набережной Невы в 1834 г., придав всему ансамблю величественно-романтическую ноту.

В 1837 г. освящена достроенная под руководством того же К. Тона академическая церковь во имя св. Екатерины. В оформлении ее интерьера скульптурой и живописью приняли участие художники академического круга: ваятели В. И. Демут-Малиновский и С. И. Гальберг, П. А. Ставассер, Д. И. Иенсен, А. И. Теребенев; в конхе апсиды была помещена картина П. В. Басина «Сошествие св. Духа на апостолов», в своде – композиция В. К. Шебуева «Слава Всевышнего».

Оленин внес изменения и в учебную программу, сократив время прохождения курса шестью годами. Как вспоминали ученики, он был очень рачительным хозяином, вникавшим во все детали академического устройства. При нем открыли манекенный класс, приобретали ценные статуи и этрусские вазы; пополнилась коллекция музея. Возглавляя Академию около тридцати лет, Оленин стал последним президентом, назначенным на этот пост благодаря своим заслугам. Начиная с 1843 г. во главе Академии могли стоять лишь представители царской семьи. 

Иллюстрация в тексте: А.Г. Варнек (1782-1843). Портрет А.Н. Оленина. Холст, масло. 85х68. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Инв. № Ж-209



Возврат к списку

версия для печати