ХАСЬЯНОВА Лейла Самиуловна


ХАСЬЯНОВА Лейла Самиуловна

Живописец.
Родилась 5 октября 1963 года. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2009 г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2011г.)
Член Московского Союза художников (1992г.), Творческого Союза художников России (1996г.)
Кандидат исторических наук (2001г.), профессор (2002г.)

Образование: Московская средняя художественная школа им. В.И.Сурикова (1975-1981гг.), мастерская портрета профессора И.С.Глазунова Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова (1981-1987гг.), ассистентура-стажировка по специальности изобразительное искусство там же (1989-1991гг.).

Основные живописные произведения: серия портретов «Женщины России», строителей БАМа (1982г.), лётчиков-испытателей (1984-2007гг.), учёных-металлургов (1997-2009гг.), учёных-метеорологов (2001-2006гг.), «Лидеры нации» (2023г.); циклы по Японии (1989-1994гг.), Индии (1987-1989гг.), арабским странам; цикл по истории татарского народа.

Произведения находятся в собраниях Музея-заповедника «Усадьба Мураново им. Ф.И.Тютчева», «Русской комнаты» в Европейском отделении ООН в Женеве, Музея Магнитогорского металлургического комбината, Музея металлургии и материаловедения (галерея ученых-металлургов, Героев Социалистического Труда, профессоров), Музея МИСиС (галерея портретов ректоров), Галерее Росгидромета (галерея портретов ученых-метеорологов), Музея Медико-хирургического центра имени Н.И.Пирогова, Галереи Всемирной метеорологической организации в Женеве («Портрет Президента ВМО А.Н. Бедрицкого»), Городецкого краеведческого музея, «Дома графини Паниной» в Городце (Нижегородская обл.), Музея истории Казанского университета, Музея Шамотульского замка (Польша), издательского дома «Медина», а также в частных коллекциях.

Персональные выставки: «Люди мира» в Советском комитете защиты мира в Москве (1988г.), «Образы Индии» в Посольстве Республики Индия в Москве (1988, 2013гг.), «Образы России. Образы Индии» в Доме культуры АЗЛК в Москва (1989 г.); Выставочный зал Тушинского района в Москве (1990, 1991гг.), Гостелерадио СССР в Москва (1991г.), Выставочный зал МХПИ им. С.Г.Строганова в Москве (1993 г.), «Мой любимый Городец» в Арт-галерее «На Троицкой» в Городце (2012г.), выставка в залах Российской академии художеств в Москве (2016, 2024гг.), выставка портретов в рамках Международного мусульманскогофорума в Париже, 2018г.).

Автор научных исследований, среди которых более 50 статей, по проблемам истории русского и польского искусства второй половины XIX века. Монографии: Генрих Семирадский, Илья Репин – два пути в искусстве («Литературная учеба», 1998г.), Г.И.Семирадский (М., «Scriptorium», 2001г.).

Статьи: Henryk Siemiradzki i Ilja Riepin – dwie drogi w sztuce (Warszawa, 2012); Николай Александрович Рамазанов (1817-1867) – скульптор и педагог Училища живописи и ваяния (Казань, 2014); Kolonie artystów rosyjskich i polskich w Rzymie podczas Wystawy Światowej 1873 roku w Wiedniu (Warszawa-Toruń, 2015); Әhməd ibn Fədlanin “Qeydlər” i və Q.I.Semiradskinin “Bulqar” dӧvlətində kübar rusun dəfn mərasimi” əsəri (Baki, 2015); Uniwersytet Papieski Jana Pawła II w Krakowie, Instytut Historii Sztuki i Kultury (2015); Ян Матейко и его «Скарбчик». История польского костюма (Казань, 2015); Влияние археологических открытий на творчество Г.И. Семирадского (СПб, 2015); «Dirce chrześcijańska» Henryka Siemiradzkiego i «Pojedynek» Ilji Riepina na Drugim Biennale w Wenecji w 1897 roku (Toruń, 2015); Когда грохочут пушки, музы молчать не имеют права! (Минбар, №9 (009) 2016); Zapiski Ibn Fadlana i «Pogrzeb Rusa Henryka Siemiradzkiego» (Slavica Wratislaviensia. CLXII, Wrocław 2016); Henryk Siemiradzki w ocenie rosyjskiej krytyki artystycznej (Warszawa-Toruń. 2016); «Записки» Ахмеда ибн Фадлана и «Похороны знатного руса в Булгаре» Г.И. Семирадского (Казань, 2016); ; «Участие Императорской Академии художеств в реставрации монументальной живописи храма Христа Спасителя в Москве (1885-1912)» («Императорская Академия художеств в культуре Нового времени. Достижения. Образование. Личности» М.: БуксМАрт, 2016); «Yenidǝnqurma dövründǝ bǝdii tǝhsil. Rusiya boyakarliq, heykǝltaraşliq vǝ memarliq akademiysinin yaradilmasi»(Incǝsǝnǝt vǝ mǝdǝniyyǝt problemlǝri. Beynǝlxalq Elmi Jurnal №2 (56) 2016); Михаил Николаевич Мусин-Пушкин – попечитель Казанского и Санкт-Петербургского учебных округов. К вопросу атрибуции «Портрета неизвестного» (Москва-Тверь, 2016); Константинополь в творчестве Яна Матейко (Incǝsǝnǝt vǝ mǝdǝniyyǝt problemlǝri. Beynǝlxalq Elmi Jurnal №4 (62) 2017); Орнамент и его осмысление в монументальной живописи русских и польских художников конца XIX века (М. 2017); Битва под Легницей (1241). Историческое событие и отражение его в изобразительном искусстве (М., 2017); Орнамент и его осмысление в монументальной живописи русских и польских художников конца XIX в. (Минск, 2017); Музей Яна Матейко в Кракове. История создания, цели и задачи (Казань, 2017); Италия в жизни выдающихся мастеров исторической живописи В.И. Сурикова и Я. Матейко (Красноярск, 2017); Учитель. Памяти Ильи Сергеевича Глазунова («Юный художник», М., 2017); Битва под Легницей (1241 г.) в польском изобразительном искусстве (Симферополь, 2017); Марьян Конечны (Искусство скульптуры в XX-XXI веках; М., БуксМАрт, 2017); “Art has fallen much recently”; «Siemiradzki z całego serca kochał „nature-morte”...» (Warszawa, 2018); “…sztuka w ostatnich czasach poważnie upadła”. Henryk Siemiradzki i Siergiej Diagilew (Toruń, 2018); «“...искусство за последнее время значительно пало...”. О профессионализме и дилетантизме в искусстве (Г. Семирадский и С. Дягилев)». (Казань, 2018), Obraz Jana Matejki w 1915 r. ewakuowany do Moskwy, w roku 1921 wraca do Polski. Ponownie w Moskwie na ekspozycji w 1974 r.» (2018); “Do we need a Russian academy in Rome?” Henryk Siemiradzki and art education (Rome, 2018); Историософский реализм Яна Матейко (Казань, 2019); Historia ocalenia obrazu „Bitwa pod Grunwaldem” (Tarnów-Nowy Wiśnicz, 2019); Спасение «Битвы под Грюнвальдом» Яна Матейко в Первую и Вторую мировые войны (Москва, 2020); Do we need a Russian academy in Rome?” Henryk Siemiradzki and art education (Roma, 2020); Henryk Siemiradzki: Catalogue Raisonné of the Paintings (Tradition 1a, 2015, 2020); Путешествие из Петербурга в Европу Оноре де Бальзака и пенсионеров ИАХ Н.А. Рамазанова и К.М. Климченко (Warszawa-Toruń, 2020); Триумф победы в картине Яна Матейко «Орлеанская дева» (Царское Село, 2020); Dyplomacja “artystyczna” Jana Matejki i obchody tysięcznej rocznicy zgonu świętego hierarchy Metodego w Welehradzie (Warszawa-Toruń, 2020); «Грюнвальдская битва» Яна Матейко и Яна Длугоша (СПб., 2020); «“Я усердно учу язык искусства, и как только досконально его изучу, меня поймут все!”. Символы и аллегории польского художника Яна Матейко» (СПб., 2020); «Записки» Ахмеда ибн Фадлана и «Похороны знатного руса в Булгаре» Г.И. Семирадского (М., 2020); Осада Пскова» К.П. Брюллова и «Баторий под Псковом» Яна Матейко. Пропаганда и историческая правда (М., 2020); «Италия в жизни и творчестве выдающихся мастеров исторической живописи – В.И. Сурикова и Яна Матейко» (Журнал «Academia», 2021); «История создания, бытования, композиционные и стилевые особенности “Апофеоза Коперника” Г.И. Семирадского» (Царское Село, 2021); Reewakuacja mienia polskiego z Rosji (Łódź–Warszawa 2021); Gli artisti polacchi a Roma negli anni 80 del XIX secolo (Roma, 2022); «Осада Пскова» К.П. Брюллова и «Стефан Баторий под Псковом» Яна Матейко. Пропаганда и историческая правда (Три века русского искусства в контексте мировой культуры; М., БуксМАрт 2022).

Профессиональная и педагогическая деятельность: художник комбината живописного искусства ТХЖМ (1987-1994гг.); преподаватель кафедры академической живописи МВХПИ им. С.Г.Строганова (1991-1994 г.). С 1992 г. работала в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова на разных должностях: руководитель мастерской портрета (1993-2003 гг.), заведующая кафедрой академического и анатомического рисунка (1994 гг.), декан факультета живописи (2000-2012 г.), проректор по научной работе (2009-2013 гг.).

Государственные и общественные награды: Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.); Юбилейный знак Республики Саха (Якутия) «375 лет Якутия с Россией» (2007 г.); Юбилейный знак Республики Саха (Якутия) «380 лет Якутия с Россией» (2012 г.), лауреат премии Хусаина Фаизханова в номинации «Культура» (2023г.).

Награды Российской академии художеств: Бронзовая медаль «Достойному» (1998г.).

Иллюстрация в тексте: Л.С. Хасьянова. Автор фото: Сергей Щербаков.



Возврат к списку

версия для печати