ПОЛИЕНКО Иван Алексеевич


ПОЛИЕНКО Иван Алексеевич

Живописец.
Родился 7 сентября 1950г. в поселке Деденево Дмитровского района Московской области. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент (2008г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2021г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2004г.)
Член Союза художников СССР, МСХ (1985г.)
Член правления Товарищества Московских живописцев (с 1990г.)
Профессор (1999г.)

Образование: Московское художественного училище «Памяти 1905 года» (1974г.); МГХИ им Сурикова (1955г.), мастерская театрально-декорационной живописи М. М. Курилко-Рюмина.

Основные произведения: Портрет студентки (1983г.), Арбатский двор (1990г.), Перед дождём (1991г.), Ночной город (1994г.), Кузнецкий мост (1996г.), Окно (1996г.), Зимнее окно (2000г.), Женский портрет (2001г.), Перекрёсток на Масловке (2002г.), Окно на Арбате (2003г.), Вечер на Новослободской (2004г.), Воскресный день (2005г.), Пейзаж с отражением (2005г.), Автопортрет на фоне картины (2006г.), Кинотеатр «Ударник» (2006г.).

Произведения находятся в собраниях Министерства культуры РФ, Московского Союза художников, Московского музея современного искусства, Института русского реалистического искусства (Москва), Рязанского областного художественного музея, Томского областного художественного музея, Плесского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника, Кемеровского областного художественного музея, Тульского музея изобразительного искусства, Волжской картинной галереи «Собрание актуального реализма» (Тольятти), а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок с 1980 года.
Персональные выставки: Антверпен, Бельгия (1991-1993гг.); Турин, Италия (1996 г.); ЦДХ в Москве (1990г.), Дом Правительства Москвы (2005г.), залы Российской академии художеств в Москве (2015г.); «Моя Москва» в Смоленском государственном музее-заповеднике (2018г.).

Педагогическая деятельность: профессор (с 1999г.), художественный руководитель мастерской живописи факультета изобразительного искусства (с 2004г.) Государственной специализированной академии искусств,. 

Государственные и общественные награды и премии: медаль «В память 850-летия Москвы»(1997г.); премия г.Москвы в области литературы и искусства (2002г.); премия имени П.Г.Кончаловского (2008г.); медаль МСХ за заслуги в развитии изобразительного искусства (2011г.).

Награды Российской академии художеств: Диплом РАХ (2003г.), Серебряная медаль РАХ (2008г.), Золотая медаль РАХ (2015г.); Медаль «За заслуги перед Академией» (2022г.).


«Свет и тени над городом»

Имя Ивана Полиенко уже не первое десятилетие хорошо знакомо постоянным посетителям выставок. Причина этой известности не столько насыщенная значительными событиями творческая биография художника, сколько особый круг поклонников его искусства. Эти люди отличаются самостоятельностью суждений и оценок, им безразличны тенденции моды. Они посещают художественные выставки в поисках духовного резонанса и внутреннего диалога с художником. Не думаю, что настоящему интеллигенту особенно важно, что Иван Алексеевич в 2002 году стал лауреатом премии г. Москвы за серию работ, посвященных Москве, а в 2003 году награжден дипломом Академии художеств, хотя, безусловно, каждый знаток живописи рад этим обстоятельствам.
Серьезные посетители выставок, как и публика, выбирающая классическую музыку, не ищут внешней броскости и повествовательных сюжетов. Да, количественно такая публика в меньшинстве, но, благодаря своей верности и постоянству, именно она позволяет российскому искусству удерживать ведущие позиции в мировой культуре.
Первые творческие впечатления художнику подарила природа. И глаз, воспитанный на естественной гармонии, уже был подготовлен к встрече с работами мастеров отечественной и западноевропейской живописи. Поэтому за годы обучения в Московском Государственном институте им. Сурикова Иван Полиенко сумел стать думающим художником и заметным участником как молодежных, так и московских, республиканских ,всесоюзных и зарубежных выставок. С самого начала творческого пути Полиенко было присуще чувство меры и сдержанность в выборе художественных приемов, свойственная тонким колористам.
Мастер нюансированной цветовой гаммы, художник не позволяет своему живописному темпераменту стихийно уводить процесс работы от основной задачи. Образные средства он, как истинный мыслитель, использует взвешенно и обдуманно. Это наполняет его работы особо достоверным и глубоким содержанием. Иными словами, мыслитель в художнике руководит внутренней экспрессией творческой личности, как и необходимо при создании станковой картины. При этом художник ответственно и внимательно относится к натуре. Натурные этюды служат естественным подспорьем в создании картин, посвященных городским ландшафтам. В этих картинах, помимо присущего любому пейзажисту авторского видения, нельзя не заметить особого творческого угла зрения, а главное – целенаправленных поисков в области формы, сосредоточенной работы над композиционным решением плоскости. Именно это и не позволяет считать эти полотна просто городскими пейзажами. Автору особенно важен выбор состояния городской среды и освещения. Форма постановки живописной задачи и степень образного наполнения позволяет Полиенко выводить свои работы на уровень законченного творческого высказывания и обобщения, что и предполагает жанр станковой картины.
Интересной гранью проявляет себя художник в больших картинах с человеческими фигурами. Они всегда очень определенны по замыслу и особенно значимы для самого автора. Картина «Двое» 150х185 написана в 1900 году. В 2001 году написан «Женский портрет»160х180. В обеих работах плоскость решена лаконично, точно и твердо обозначены ритмы. Монументализация образа в контексте выразительных средств станковой картины говорит о том, что художник ставил задачу не только воплощения характеров. В основе пластического замысла этих работ лежит желание подчеркнуть неразрывность взаимоотношений человека и мира, который он сам организует и, подобно атланту, держит на своих плечах. Об этом говорит подчеркнутое единство фигур и пространства. В картине «Двое» ритмические соответствия в позах двух фигур выявляют незыблемую взаимосвязь людей, и то, как проявился в диалоге характер каждого. Женская фигура в обеих картинах вертикальна. Поза ее устойчива и тверда, что подразумевает роль основы и стержня семьи. Задумчивая поза сидящей мужской фигуры, обращенной к ней, показывает не прекращающийся диалог двоих и их прочную внутреннюю связь. Строгая нежность лица в белой косынке в «Женском портрете» многое объясняет в творчестве художника. Слияние сиюминутного и вечного, отражение одного в другом. Становится понятным и не удивительным деликатное отношение художника к натуре, а попросту к миру, где он живет и который осмысливает в своих картинах, осмысливает с любовью.
Тень на лице, свет и тени над городом. Достоинство, сосредоточенность задумчивого города. Тени движутся над крышами домов, ложатся на лица людей. В их глубине наши чувства становятся яснее. Тени помогают глубже понять то, что на свету, увидеть без лишней суеты – остановиться, перевести дух и не потонуть в повседневности…
Размышляя о творчестве Ивана Полиенко нельзя не думать о московской школе живописи вообще. Тем, что далекая от популярности в массах московская живопись продолжает развиваться, мы обязаны ряду сильных индивидуальностей. Сила поэтического видения Полиенко в умении смотреть на процессы с высокой точки, поверх голов толпы. Охватывая взором основное, художник освобождает мир своих полотен от всего суетного, второстепенного. Преемственность развития московской школы еще ждет искусствоведческого осмысления, и персональная выставка Ивана Полиенко может стать поводом для специального исследования.

Елена Маликова.



Возврат к списку

версия для печати