СУХОВЕЦКИЙ Алексей Николаевич


СУХОВЕЦКИЙ Алексей Николаевич

Живописец.
Родился 29 апреля 1953г. в Москве. Живёт и работает в Москве.

Член-корреспондент (2009г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2018г.)

Народный художник Российской Федерации (2007г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1997г.)

Член Союза художников СССР, России (1983г.)
Член Московского Союза художников (1992г.)
Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (2004г.)
Академик Международной академии культуры и искусства (2010г.)
Почётный член Творческого объединения «Новые передвижники» (…г.)

Образование: Московская средняя художественная школа при МГХИ им. В.И.Сурикова (1971г.); факультет живописи Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова, мастерская В.Г.Цыплакова (1978г.), преподаватели: В.Н.Забелин, С.И.Чирков.

Основные произведения: «Осенний интерьер» (холст, масло; 1992г.); «Интерьер с портретами VIII века» (холст, масло; 1992г.); «Москва. Бородинский мост» (холст, масло; 1997г.); «Колесница Аполлона» (холст, масло; 2002г.). «Москва. 2005» (холст, масло; 2005г.); «Дом с ирисами» (холст, масло; 2007г.); «Старая фабрика» (холст, масло; 2007г.); «Над Девичьим полем» (холст, масло; 2008г.); «Натюрморт с дубовой веткой» (холст, масло; 2009г.); «Зима на Москве-реке» (холст, масло; 2010г.); «Плотина» (холст, масло; 2011г.), «Над зимним городом» (холст, масло; 2012г.); «Огни Москвы» (холст, масло; 2013г.); «Балкон» (холст, масло; 2015г.); «Мост» (холст, масло; 2013г.); «Гроза» (холст, масло; 2018); «Отзвук двадцатых» (холст, масло; 2020г.).

Произведения находятся в собраниях Белгородского государственного художественного музея, Ульяновского областного художественного музея, Тюменского областного музея изобразительных искусств, Национального музея Республики Бурятия (Улан-Удэ), Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Валуйского историко-художественного музея, Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. (г. Саранск, Мордовия), Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса (Республика Марий Эл), Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых, Калининградского областного музея «Художественная галерея», галереи «Арт-Прима» (Москва), Министерства культуры РФ, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Международной конфедерации Союзов художников, Королевской галереи изобразительных искусств (Амман, Иордания), Государственного музея г. Хэйхэ (КНР).

Участник московских, всероссийских, всесоюзных и международных выставок с 1975 года. Персональные выставки: «В пространстве времени» в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых (Киров, 2019г.), Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, 2023г.).

Педагогическая деятельность: преподаватель МСХШ при Институте им. В.И.Сурикова (1978-1983гг.); художник Комбината живописного искусства МГО Художественного фонда (с 1983г.); преподаватель (1994г.), доцент (2001г.), профессор кафедры живописи и композиции (с 2010г.), руководитель персональной мастерской станковой живописи (с 2012г.) МГАХИ им. В.И. Сурикова (с 2008г.).

Общественная деятельность: секретарь Союза художников России (с 1996г.); член правления Московского Союза художников (с …г.) и Товарищества живописцев Московского Союза художников (с ...г.).

Государственные и общественные награды и премии: Медаль в честь 850-летия Москвы (1997г.); Золотая Пушкинская медаль Международного координационного совета деятелей культуры и искусства (1999г.); Премия Союза художников России по живописи им. А.М. Грицая (2002г.); Премия по живописи им. Н.П. Крымова Товарищества живописцев Московского Союза художников (2004г.); Золотой орден «Служение искусству» Международной академии культуры и искусства (2008г.); Медаль Московского Союза художников России «За вклад в изобразительное искусство» (2009г.); Премия г. Москвы в области литературы и искусства (2009г.); Премия им. П.П. Кончаловского Московского Союза художников (2013г.); Премия им. Н.П. Крымова Московского Союза художников (2013г.); Золотая медаль им. В.И.Сурикова Союза художников России (2013г.); лауреат Международной премии в области изобразительного искусства им. А.А. Пластова (2016г.); лауреат премии Правительства Кировской области (2019г.); Премия Союза художников России им. А.М. Грицая (2022г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль РАХ (2004г.), Медаль РАХ «Шувалов» (2010г.), Золотая медаль РАХ (2012г.), Медаль «Достойному» РАХ (2016г.), Благодарность РАХ (2018, 2023гг.).


«Мир мастерской» - так без излишеств, просто определил суть своей выставки Алексей Николаевич Суховецкий, решивший приоткрыть завесу, показав томившиеся на стеллажах этюды, скрывавшиеся в папках рисунки и эскизы – все те лабораторные экзерции, что предваряют появление картин-ораторий, не единожды становившихся замковыми камнями крупнейших российских и московских экспозиций. Суховецкий носитель вымирающей культуры многотрудного поиска и обретения итоговой композиционности. Такое отношение к профессии воспитано почтением к наследию А.А. Иванова и В.И. Сурикова, в своё время не предполагавших, что их скрытные опыты не утратят значимости рядом с грандиозностью картин, помогут понять природу становления большой формы.
Порой, оказавшись в малознакомом доме, достаточно поинтересоваться корешками книг в библиотеке, чтобы ощутить родство или отчуждение к хозяевам. Нечто подобное происходит, когда видишь «подготовительные материалы» художника, раскодирующие его привязанности, культурное родословие, предупреждающие о законах, по которым следует судить и ценить авторскую необычность. На стенах мастерской Суховецкого соседствуют сохранившиеся со студенческой, суриковской поры копии из Третьяковской галереи и Пушкинского музея.
Суховецкий подлинный «человек культуры», многое принявший из её наследия, настроивший на традиции собственный безукоризненный вкус, отобравший из уже состоявшейся безбрежности лично ему близкие и необходимые стилистики – ампир, сезанизм, модерн, плоды русского «серебряного века». Очевидно, что в прошлом его интересуют почти картезиански выверенные направления, усмиряющие стихию, приводящие её в одухотворённую норму. Как ни поражайся умной организованности холстов автора, их неразгадываемость кроется в магии дотоле не существовавших колористических гармоний. Суховецкого-художника позволительно уподобить алхимику, в стремлении за ускользающим окончательным совершенством перемешивающим, соединяющим в лабораторном сосуде редкостные цветовые составы, избегающие назывной тюбичной скудости, составы, не поддающиеся однозначной фиксации, воздействующие на восприятие микронными дозами и потому неповторимо подвластные лишь сотворившему их мастеру.
Живописная партитура холстов Суховецкого, сторожащаяся драматических тональных контрастов, с тонкой и точной срединной колористической балансировкой, с парадоксальными цветовыми аккордами, требует особого исполнительского мастерства, бегущего внешней эффектности. Цветовой рельеф укрепляет поверхность холста, уподобляя её фреске или гобелену, радует минорной выдержанностью, оживляемой вкрапленными цветовыми драгоценностями. Экспериментировать художник предпочитает со «старыми», не исчерпавшими свои возможности, натуральными пигментами, добиваясь полнозвучия за счёт сложности подчинённых отношений, а не через искусственно-агрессивную, химически-выведенную крашенность.
Не уступают колористическим экспериментам сложные композиционные исследования, о чём свидетельствуют произведения «средней формы» (прежде всего, натюрморты) – своего рода трансмиссия между этюдами-эскизами и фирменными «большими картинами». Автору, очевидно, в радость синкопировать ритмы своей работы, переходя от камерности к симфонизму.
Понимая невозможность словом разъяснять безмолвную живопись, искусственно выделяя интеллектуальность творчества Суховецкого, тут же напоминаешь, что он подлинный мастер «московской школы» - школы живого, интуитивного чувства, что он художник par-exellense, современный апологет «чистого», сторонящегося идеократической однозначности искусства, своего рода «александриец» среди хаотичной современности. Объединяя противоположности чувства и рассудка, художник Суховецкий обрекает себя на одинокость, при всей внешней благожелательной открытости. Эта аристократическая одинокость нормы и достоинства, не отрицающих, но сторонящихся безвкусия и аффектации, скрывающаяся в «мастерскую алхимика» для продолжения поисков кажущейся обречённой на исчезновение гармонии.

Сергей Гавриляченко



Возврат к списку

версия для печати