САЖИН Тимур Петрович


САЖИН Тимур Петрович

Художник декоративного искусства, мастер художественного стекла
Родился 14 января 1943 года в селе Иссык, Казахстан. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент (2010г.), академик Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, 2020г.)

Народный художник Российской Федерации (2008г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1999г.)
Член МОСХ (с 1970г.), Ассоциации художников декоративных искусств (с 1993г.)
Член «Сообщества художественного стекла» («Glass Art Society (GAS) and Urban Glass», Нью Йорк, США, с 1995г.)

Образование: отделение стекло-керамика Московского художественно-промышленного училища (б.Строгановского, 1967г.), руководитель - заслуженный художник РСФСР Б.А. Смирнов.

Значительная часть произведений выполнена в творческом тандеме с Л.А. Фоминой (коллектив «СаФо»).
Основные проекты и произведения: декоративные вазы в вестибюле западного корпуса гостиницы «Россия» (1969г.), фонтаны для ДК завода ЗИЛ (1974г.); хрустальный потолок в Зале Приёмов и ансамбли хрустальных люстр Посольства СССР в Париже (1970-е гг.); люстры для Концертного зала Олимпийской Деревни в Москве (1970-1980-е гг.); ансамбль хрустальных люстр для интерьеров Музея художественного стекла в Москве (1984г.); стекляные потолки, люстры, светильники для интерьеров Государственной Третьяковской Галереи (1995г.); хрустальные Зимние Сады в Резиденции Президента РФ (деревья, вьющиеся растения, птицы и рыбы в натуральную величину), люстры для Кабинета Президента РФ в Московском Кремле (середина 1990-х – 2006-2007гг.); символы власти из стекла с золочением, бронзовые порталы для главного входа Верховного Суда РФ (середина 1990-х – 2006-2007гг.); выставочные барельефы крупного формата в авторской технике моллирования.

Произведения находятся в собраниях Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Музея Хо Ши Мина (Вьетнам), Национального музея художественного стекла Финляндии (Риихимяки), Музея стекла Корнинг (Нью Йорк, США), а также в частных коллекциях в Москве и за рубежом.

Участник московских, всероссийских, международных выставок с 1967 года. Персональные выставки: Национальный музей художественного стекла Финляндии в г. Риихимяки (1995г.); атриум театра «Школа драматического искусства» в Москве (2011г.); Посольство Республики Финляндии в Москве (2011г.); «Свет и цвет. Текстильные истории и фантазии в стекле» в залах Российской академии художеств в Москве (2012г.); «Блеск стекла и мягкость ткани» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве (2014г.); «Зрелища и Звуки» в Музее-усадьбе Муравьёвых-Апостолов в Москве (2016г.).

Автор мастер-классов по технологиям для молодых художников. Участник круглых столов и конференций по актуальным проблемам декоративного искусства.

Государственные, общественные награды и премии: Золотая медаль Администрации Президента РФ «Участник строительства Резиденции Президента РФ в Московском Кремле» (1996г.); Орден Вьетнамской республики участнику строительства Музея Президента Хо Ши Мина (2002г.); Благодарность театра «Школа драматического искусства» (2011г.); премия «Инновация» 2-го «Триеннале гобелена» в музее-заповеднике «Царицыно» (2013г.); Почётный знак «За заслуги в творческой деятельности» Ассоциации художников декоративных искусств (2014г.).
Награды РАХ: Серебряная медаль АХ СССР (1986г.); Медаль «Достойному» (2013г.); Благодарность РАХ за выставку в Музее Декоративно-прикладного искусства (2014г.).


«Современное монументально-декоративное искусство: к вопросу о заказчике и востребованности»

Народные художники РФ Тимур Сажин и Лидия Фомина тоже принадлежат к когорте художников-монументалистов, которые создают произведения музейного уровня для обустройства пространственной среды. Они работают со стеклом, в отечественном искусстве их творческий дуэт прочно занимает нишу художниковноваторов, оригинально мыслящих экспериментаторов. Сегодня их имена ассоциируются, прежде всего, со станковыми скульптурами в стекле, которым по эстетическому изяществу трудно найти равные. Однако большая часть их творческого пути связана с деятельностью художников-монументалистов. <…> Тимур Петрович Сажин и Лидия Андреевна Фомина работают вместе с институтских времен, подписывая совместные произведения «СаФо». Работы, которые, по их мнению, представляли наивысшие достижения в искусстве художественного стекла их творческого союза, находились в Музее стекла (1984). В каждой из люстр разного размера, представляющей собой букет из листьев, обрамляющих лампы в форме свечей, использовалось разное стекло – бесцветный хрусталь и неодимовое стекло, меняющее цвет в зависимости от освещения – от голубого до малинового. В элементах из бесцветного хрусталя авторы восстановили в горячем состоянии металл свинец – один из компонентов хрусталя, благодаря чему кончики стеклянных листьев становились черными с иризацией. Этот прием позволил добиться необычного эффекта: когда включали свет, множество «листьев» начинало искриться, создавая праздничную атмосферу.
В этих люстрах проявилась характерная черта произведений «СаФо» – скульптурность, объем в стекле, что позволяло создавать вещи особенные, нестандартные. Впоследствии этот прием художники развили в своем станковом искусстве. С начала 1980-х годов Сажин и Фомина создают скульптурные композиции из стекла – из бесцветного или тонированного, порой матового, порой нежнейших оттенков – зеленоватого, золотистого, голубоватого… Эти скульптуры крепятся на темные цветные панно, создаваемый контраст между фоном и произведением вызывает ощущение их пронизанности светом.
Интерес к объему у художников присутствовал с самых первых монументальных работ. Впервые они нащупывали почву в этом направлении, создавая стеклянные композиции «Полевые цветы», 14-метровую витражную стенку для кафе, дизайнерские люстры и два фонтана в зимнем саду для офисного здания завода ЗИЛ (1974). Примерно в это же время, в начале 1970-х, Сажин и Фомина разработали проект громадного потолка из стекла (длина – 70 м, ширина – 6 м) для зала приемов нового здания советского посольства СССР в Париже. Композиция «Северное сияние» представляла собой сверкающую хрустальную волнистую дорогу, ее дополняли люстры на фоне окон. Для музыкального зала художники предложили бра и люстры в форме органа.
Последними большими проектами по оформлению интерьеров общественных пространств для «СаФо» стала работа для резиденции Президента Российской Федерации в Московском Кремле и здания Верховного Суда РФ с середины с 1990-х до 2006–2007 годов. Для резиденции Президента создали люстры, а также спроектировали и выполнили из художественного стекла два зимних сада с деревьями, цветами, птицами, рыбами и пр. Для здания Верховного Суда – несколько десятков светильников – от люстр до бра – для разных помещений, хрустальные барельефные гербы России разного размера (высота самого большого – 3 метра). Впечатляет разнообразие визуальных находок Сажина и Фоминой, использование в одном проекте разных технологических приемов, что дает возможность создать неповторяющиеся, для каждого помещения свои, высокохудожественные объекты в стекле.

Елена Олеговна Романова, академик Российской академии художеств.
«Искусство Евразии», 2019. №2 (13)



Возврат к списку

версия для печати