УМАРСУЛТАНОВ Вахидт Османович


УМАРСУЛТАНОВ Вахидт Османович

Живописец.
Родился 20 августа 1950г. Живет и работает в Грозном, Чеченская Республика

Академик Российской академии художеств (Южное региональное отделение, с 2018г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2002г.)
Народный художник Республики Ингушетия (2007г.)
Народный художник Чеченской Республики (2016г.)
Член Союза Художников России (1982г.)

Образование: Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого (1970г.), Национальный институт дизайна, г. Москва (2014г.), Карачаево-Черкесский университет им. У.Д. Алиева (2018г.)

Основные произведения: портрет нефтяника Сербиева, «Краеведка», «На Ферме», «Кувшины», портрет Висаитова, «Калауст», «Лялих», «Шаройская кошара», «Осень в горах», «Химой».

Произведения находятся в музеях Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Министерстве культуры Российской Федерации (РОСИЗО). 

Персональные выставки: участник региональных, всероссийских, международных выставок с 1971г.

Государственная и общественная деятельность:
Председатель Союза художников России Чеченского регионального отделения  (с 1982г.)
Секретарь Союза художников России (с 2004г.)

Государственные и общественные награды и премии:
Медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой» (2010г.)
Премия правительства Российской Федерации в области культуры (2012г.)
Золотая медаль имени В.И.Сурикова ВТОО СХР (2013г.)
Почетная грамота от Парламента Чеченской Республики (2013г.)
Грамоты от Министерства культуры Чеченской Республики (2013г.)
Национальная премия в области современного изобразительного и декоративного искусства России «Русская галерея 21 век» (2015г.)
Медаль «Академик Петр Захаров» Союза писателей Чеченской Республики (2017г.)

Награды Российской академии художеств:
Благодарность РАХ (2010г.)
Золотая медаль РАХ (2015г.)


Свой творческий путь Вахидт Османович начал в 1970 году, когда молодым выпускником Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого вернулся на родину в качестве преподавателя художественной школы, в которой когда-то учился сам. Национальный институт дизайна в Москве Вахидт Османович окончил гораздо позднее. Но преподавательская стезя привлекала его меньше, чем возможность заниматься творчеством. Это и стало причиной перехода из школы в Чечено-Ингушское отделение Художественного фонда. С этого времени творческое развитие художника обрело целенаправленность. Сама среда не только способствовала, но и понуждала к творчеству.

В эти годы Вахидт Османович уделял много внимания этюдной работе на пленэре, справедливо полагая, что природа с ее нескончаемым многообразием является главным учителем любого живописца. Вместе с Х.Ю. Дадаевым и другими, более опытными, старшими коллегами выезжал на этюды в горы, в отдаленные аулы, писал равнинную Чечню, ее историко-культурные достопримечательности, башенную архитектуру. Работал в доме творчества «Академическая дача». Многое почерпнул Вахидт Османович во время таких поездок, наблюдая, как большие мастера ведут этюд или студийную картину. Несмотря на регулярную пленэрную практику, для выставок он стремился подготовить портрет или сюжетную композицию на рабочую тематику, поскольку в советском искусстве тема труда была одной из основных. В 1970-е годы в творческом сообществе распространилась практика выезда на стройки и крупные предприятия, в передовые совхозы и т.д. Таким образом художники собирали необходимый материал для картин к текущим выставкам. Грозный тоже был объектом внимания деятелей искусства, поскольку являлся крупным индустриальным центром Северного Кавказа с высокоразвитыми предприятиями добычи и переработки нефти. Практически все чечено-ингушские художники в это время писали портреты ударников производства: нефтяников Грозного, Гудермеса, Мальгобека, передовиков сельского хозяйства. Вахидт Османович также отдал дань этой тематике. К числу творческих удач относится «Портрет нефтяника Ж. Сербиева» (1979). Опыт работы над портретами дал молодому художнику очень многое: понимание роли колорита в передаче душевных состояний портретируемого, значения деталей в композиции и многое другое. Все это пригодилось в работе над произведениями других жанров. В 1982 году он вступил в Союз художников СССР.

Со временем основное место в творчестве Вахидта Османовича стал занимать пейзаж. Умение почувствовать и подчеркнуть сокровенные мотивы чеченской природы стало характерной чертой его произведений. В этом жанре он продолжает слагать свою песню о Чечне: о красоте ущелий, равнин и живописных аулов на склонах величественных гор.   

В.О. Умарсултанов всегда принимал активное участие не только в выставках, но и в общественной жизни Грозного: выезжал с коллегами на творческие встречи со зрителями, был задействован в различных мероприятиях Союза, даже выполнял на общественных началах обязанности главного художника родного Надтеречного района. Много говорит и тот факт, что с 1988 года он избирается председателем сначала Чечено-Ингушского, затем – Чеченского отделения Союза художников России.

Большую роль сыграл Вахидт Османович во время чеченских войн. Чтобы понять это, необходимо вспомнить, что в это время в Грозном была полностью уничтожена инфраструктура Союза художников: выставочный зал, салон, производственные цеха художественного фонда, сгорели произведения искусства, уникальные служебные и личные архивы, в разрушенном музее погибли шедевры живописи и почти все наследие чеченского искусства XX столетия.

Все творческие мастерские были разбиты и сгорели вместе со всем содержимым. Подавляющее большинство авторов лишилось не только мастерских, но и жилья. Грозный стоял в руинах. Из большого творческого коллектива в городе остались немногие. Но даже в такие драматические годы Вахидт Османович организовывал выставки на площади перед разрушенным Дворцом молодежи. В труднейших условиях военной жизни умудрялся доставлять произведения в Москву на крупные выставки Союза художников России: «Победа» и «Имени твоему…» (2000) и другие.

Все долгие и тяжелые годы политического кризиса и военных операций в Чечне связь с Российской академией художеств и Союзом художников России осуществлял только В.О. Умарсултанов. При поддержке этих институций он привозил в Грозный краски, холсты, этюдники, мольберты для оставшихся в городе художников.

Договаривался об их отправке в дома творчества, о выделении государственных стипендий и материальной помощи, предметно поддерживал талантливую молодежь, уехавшую учиться вдали от Грозного. Художник Светлана Наймушина вспоминала это время: – «Особая благодарность нашему бессменному председателю Умарсултанову Вахе. Помню, как он «выбивал» для нас мастерские, организовывал выставки, обеспечивал работой. А сколько сил и труда положил он, чтобы сохранить Союз художников в те страшные девяностые годы! Скольким людям он тогда помог просто выжить! Особенно нам, художникам не коренной национальности, самым не защищённым... Кому продуктами, кому помог с переездом, кого просто поддержал морально».

С Вахидтом Османовичем планировались, проговаривались и организовывались выставки произведений чеченских художников в Российской академии художеств в 2002 году, «Мир Кавказу» в Краснодаре в 2003 и 2005 годах. В том числе и выставка произведений чеченских художников в Париже, которая состоялась в рамках проект Российской академии художеств «Диалог культур в пространстве времени» в 2010 году. В.О. Умарсултанов отлично понимал, какая огромная моральная поддержка заключена в этих мероприятиях. Можно долго перечислять деятельность Вахидта Османовича, но неоспоримым остается факт, что в годы лихолетья 1990-2000 годов благодаря усилиям В.О. Умарсултанова было сохранено Чеченское отделение Союза художников России, и свою деятельность организация не приостанавливала даже в самые трудные дни. Он сумел сохранить очаг художественной культуры для будущего своего народа.

И после войны Вахидт Османович способствовал восстановлению облика Грозного: организовал передачу Чечне, затем содействовал установке в столице памятника М.Ю. Лермонтову работы осетинского скульптора Николая Ходова. Как известно, в 1840 году М.Ю. Лермонтов служил в крепости Грозная, и по настоящее время поэт пользуется уважением в среде чеченцев. В.О. Умарсултанову принадлежит идея передачи в дар Чечне коллекции произведений ведущих российских художников для пополнения фондов музея, пострадавшего в период военных действий. В этой акции принимали участие и Российская академия художеств, и Союз художников России. Благодаря организационным усилиям Вахидта Османовича в Грозном в последнее десятилетие, впервые после войны, состоялись масштабные межрегиональные выставки, имевшие всероссийский статус. Сам Вахидт Османович на протяжении нескольких десятилетий входит в составы выставкомов всероссийских и межрегиональных выставок, является членом коллегии Министерства культуры Чеченской Республики и Общественного совета при МК ЧР. Вклад В.О. Умарсултанова в культуру Чечни неоспорим и важен. Не случайно, он первым среди чеченцев (после Петра Захарова, жившего в XIX столетии в Петербурге и Москве) избран в Российскую академию художеств, отмечен премией Правительства Российской Федерации и на всероссийских съездах неизменно избирается секретарем Союза художников России.

Т.И. Бойцова,заслуженный деятель искусств России, Почетный член РАХ





Возврат к списку

версия для печати