ВОЛОСЕНКОВ Феликс Васильевич


ВОЛОСЕНКОВ Феликс Васильевич

Живописец, график, художник театра.
Родился 15 апреля 1944 года в г. Красноармейске Донецкой области. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Член-корреспондент (2012г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2019г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2009г.)
Член Санкт-Петербургского Союза художников (1970г.)
Член Союза художников Италии (1992г.)

Образование: Художественное училище им. А.Азимзаде (г.Баку, 1964г.), Уральский Политехнический институт по специальности архитектура (Свердловск,1964-1965гг.); Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности художник-постановщик (1970г.).

Профессиональная и педагогическая деятельность: художник-постановщик в Кировском театре (1977г.), в МАЛЕГОТ (1984г.), в МХАТ им. М.Горького (1989г.), в МХАТ им. А.П.Чехова (1991г.), в МДТ (2001г.) и других; преподаватель изостудии ДК им. А. Д. Цюрупы (1979–1989гг.)

Основные произведения. Работы в области живописи: «Дети и сосна» (1976г., фанера, смешанная техника, 120х80), «Венера на Черном море» (1984г., оргалит, смешанная техника, 74х93), тетраптих «Одежды после Распятия» (1988г., оргалит, смешанная техника, 152х67), «Женщина, несущая мужчину» (1988г.,оргалит, смешанная техника, 122х61), «Из России с любовью» (1990г., оргалит, смешанная техника, 1122х90), триптих «Буквы АзБукиВеди» (1992г., оргалит, смешанная техника, 122х75), «Человек с граблями» (1997г., оргалит, смешанная техника, 170х55), диптих «Танцующий Бог Волос (мужчина и женщина)» (1996г., холст, смешанная техника, 153х76), тетраптих «Времена года» (2002г., холст, смешанная техника, 132х71), «Портрет Андрея Угарова» (2007г., оргалит, смешанная техника, 173х50), «Катя Андреева в маске К. Андреевой» (2008г., оргалит, смешанная техника,138х75), «Угол Манежного и Восстания» (2009г., холст, смешанная техника, 84х111), «Пробегающая собака» (2009г., холст, смешанная техника, 141х73), «Александра выходит из моря» (2010г., оргалит, смешанная техника, 170х122), диптих «Танцующие. Мужчина и женщина» (2010г., холст, смешанная техника, 179х83), ......
Работы в области сценографии: балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (2012г.) и «Дама пик» на музыку А. Чайковского (2013г.) в Самарском академическом театре оперы и балета.

Работы находятся в собраниях Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музее театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного музея изобразительного искусства Республики Татарстан (Казань), Пермской художественной галереи, Донецкого областного художественного музея, Государственного художественного музея Республики Саха (Якутия), Музея современного изобразительного искусства (Минск), Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск), Национального музея «Киевская картинная галерея», Государственного музея искусств Республики Казахстан (Алма-Ата), Художественного музея Фредерикшаун (Дания), Стеделийк Музея (Амстердам), Художественного музея Зиммерли (США) и других музеев России и мира.

Принимал участие в 350 выставках в России и за рубежом с 1963 года, среди которых: «Петербург» совместно с Н. Цехомской и Р. Лотошом в Московском музее современного искусства (2007г.), 3-я Международная биеннале изобразительных искусств и литературы (Сенигаллия – Анкона, Италия, 2012г.), «Вздох Мира» Международное Биеннале изобразительных искусств (Италия, 2013), «Три петербургский художника» в залах Российской академии художеств (2022г.) и другие. Персональные выставки: «Явление Бога Волоса в виде произведений Феликса Волосенкова» в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2004г.), Международный выставочный павильон – Парк экспозиций в Нанси (2006г.), «Живопись» в Доме архитектора (Москва, 2006г.), «Люди, карты, etc…» в Московском музее современного искусства (2007г.), «Нева течет через Николаев как явление Бога Волоса» в Николаевском художественном областном музее им. В.В.Верещагина (2008г.), «Палимпсест» в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург, 2008г.), «Окоём Ойкумены» в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург, 2011г.), «Нева течет к терриконам» в Донецком государственном художественном музее (2012г.), «Карта рая по Меркатору» в Санкт-Петербурге (2023г.) и другие.

Общественная деятельность: основатель и президент Санкт-Петербургской академии современного искусства бессмертных (с 1994г.).

Государственные и общественные награды: медаль Дягилева «За преданность Искусству» (2005г.), медаль 3-ей Международной биеннале изобразительных искусств и литературы (Анкона – Сенигаллия, Италия, 2012г.), медаль Международной биеннале изобразительных искусств «Вздох Мира» (2013г.).

Награды РАХ: Благодарность РАХ (2016г.), Почетная грамота Президента РАХ (2024г.).


«Кругом Возможно Бог»
Приведенная в заглавии фраза, как известно, принадлежит Александру Введенскому. Но она могла бы принадлежать и Феликсу Волосенкову. Дело не только в том, что он – автор развернутого симулякра «новой религии», в которой ему, летучему Феликсу, принадлежит роль жреца таинственного славянского бога Велеса или Волоса. (О котором практически ничего не известно, и это удобно, поскольку можно придумывать кто во что горазд.) Судьба, натура и творческая энергетика нашего «жреца» таковы, что ему хорошо знакомы роли ироничного бродяги-мудреца и сказочного старьевщика, который везде бродит, куда угодно заходит и всегда находит, чем поживиться.
Бродяга бродит не по дворцам, и находит не красоты совершенства, а знакомится с подвалами и чердаками, заплеванными лестницами, обшарпанными комнатушками «ленинградского злого жилья». Для него этот существующий после своей многократной гибели Петрополь – как будто повторяющееся личное сновидение, и Феликс коллекционирует его шуточки и анекдоты, словечки и картинки, его богемный чад, утренний воздух, мусор на мостовой и прочие мгновения бытия. Феликс Волосенков, быть может, и жрец, но прежде всего он – создатель своей онтологии, в которой наличествует самое неоспоримое доказательство бытия Бога. Он же, Бог, возможно, везде и во всем. Как же не распустить глаза по всем наличным направлениям и пространствам, как же не стать бродягой, Тилем Уленшпигелем, не воспеть дерьмо в канале, утренний чай на вокзале, встречу со старым другом и любую белиберду, которая заведется в голове или попадет на глаза? Быть может, Он явит нам Себя именно в белиберде, и даже скорее всего это будет именно так. Не из телевизора же придет. Не в золотом гное официальных праздников.
Василеостровский Уленшпигель пишет свои бесчисленные холсты и набрасывает свои бесконечные серии рисунков. Можно было бы увидеть в них безотчетное творчество, примитивную деятельность насекомого, которое не может не тащить в свое жилище травинки, червячков и крошки от гамбургера. Феликс, однако же - не простейшее, а интеллектуал и профессионал, маэстро с обширным досье. Там выставки, проекты, публикации. И все же само его досье выдает его с головой. Где только его ни носило, куда только он ни забирался. Бродяга, решительно бродяга, а звания и чины – это дополнительные экспонаты в его коллекции всякой всячины. Нет тут старательно прописанных картин, а есть целый водопад цветов и домов, голых теток и девиц, дачных крылечек, смеющихся лошадей, бабочек, козочек, офицеров с эполетами, писателей с бородами, памятников на постаментах и всего остального, что торопится жить доупаду, как будто уже немного времени осталось. Только бы успеть и запечатлеть то, что увидено. Вереницами, хороводами вьется эта флора и фауна, торопливо мелькает на холстах и листах бумаги. Язычникам в радость эта жизненная сила. Да и христиане, какие посообразительнее, могли бы присоединиться. Когда столько жизни, Кругом Возможно Бог.

Александр Якимович, академик Российской академии художеств


Иллюстрация в тексте: Ф.В. Волосенков. Фото: Иван Новиков-Двинский, пресс-служба РАХ.



Возврат к списку

версия для печати