ХАЛАФЯН Акоп Альбертович


ХАЛАФЯН Акоп Альбертович

Скульптор.
Родился 4 февраля 1953 года. Живет и работает в Сочи.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Южное региональное отделение, 2012г.)

Член Союза художников России (1990г.)
Член Творческого союза художников России (2014г.)

Образование: физический (1975г.) и художественно-графический (1984г.) факультеты Кубанского государственного университета.

Основные произведения: «Конь в пальто» (2006г.), скульптурные композиции на пл. Искусств г. Сочи (2007г.), «Морская прогулка» (2008г.), серия анималистических скульптур в детской краевой больнице в Краснодаре (2009г.), «Грустный клоун» (Таганрог, 2010г.), «Дама с собачкой», «Петровна» (Липецк, 2010г.), «Древо» (2012г.), «Гоголь» (Тамбов, 2018г.), «Зубр» (2019г.), «Трубочист» (2020г.), «Охотник» (Валдай, 2021г.).

Произведения находятся в собраниях Сочинского художественного музея, Музея истории города-курорта Сочи.

Участник выставок с 1979 года. Персональные выставки: Сочи (2006г.), Краснодар (2008г.), Сочи (2009г.), «Проекции красоты» в Сочи (2012, 2013, 2015гг.), постоянная экспозиция произведений в отеле Pullman Сочи Центр (2017-2018гг.), «66: до и после» в Сочи (2019г.), «Диалоги» в залах РАХ в Москве (2019г.), «Между небом и Землей» в Сочи (2022г.).

Общественная деятельность: инициатор и автор проекта «Уголок старого Сочи. Худфонд, как общественно-культурное пространство» совместно с Центром прикладной урбанистики «Импульс Сочи». Проводит авторские экскурсии по студии-мастерской для студентов, школьников, гостей и жителей города Сочи.

Общественные награды: диплом Форума дизайнеров России (2007г.), грамоты администрации города Липецка (2008г.), Городского собрания Сочи (2008г.), диплом выставки традиционного и современного искусства народов Кавказа «Вершины. В ладонях неба» (2012г.), Золотая медаль творческого союза художников России (2018).

Награды РАХ: Благодарность РАХ (2009г.).


Скульптор Акоп Халафян родился в 1953 году в Армении. Раннее детство прошло в селе Артагюх Спитакского района. Неспешность сельского быта: аромат хлеба, выпеченного в тонире, разговоры женщин, взбивающих масло, вечерние сказки у очага, неповторимый цвет и колорит гор, вековая народная музыка – наполнили детство художника красотой, гармонией и теплом, которые сопровождают его всю жизнь.
В школьные годы занимался в студии изобразительного искусства при краснодарском дворце пионеров. Получил высшее образование в Кубанском государственном университете, сначала на факультете физики, затем – художественно-графическом факультете. В интересе к металлу, как к основному материалу для творчества, свою роль сыграла генетическая память – в роду художника были ювелиры. Аналитический ум, в сочетании с объемно-образным мышлением, врожденное чувство формы и материала, позволило художнику раскрыть разнообразные возможности металла.
В ранний период своего творчества Акоп Халафян работал с медью, используя технику выколотки («Старички» 1985, «Игра в нарды» 1987), затем его работы стали приобретать цвет с помощью горячей эмали («Крысиный король», 1990) и масштаб (композиция на фасаде Зала органной и камерной музыки г. Сочи, 1993). Природный исследовательский дар позволил художнику изучить потенциал и заставить «заработать на себя» не только весь ассортимент металлопроката, сталь cor-ten, но и плазменную резку, порошковые краски и другие достижения современности.
Благодаря этому, Халафян много и интересно работает над парковыми скульптурными композициями не только для своего города («Конь в пальто» 2006, работы у здания сочинского художественного музея 2006 – 2007, «Морская прогулка» 2008, работы у ресторана «Старый базар» 2008 -2009), но и для других городов нашей страны: Таганрог, Москва, Горно-Алтайск, Краснодар, Армавир, Липецк, Новороссийск. И если первое десятилетие нового века, работы автора, в основном, монохромны, то в последующие годы, пройдя эксперименты с цветом («Птица счастья» 2011, «Все будет хорошо» 2014, «Барон Мюнхгаузен» 2015, «Корова Милка» 2016), художник смело демонстрирует глубинную фактуру материала («Бесконечная нить» 2012, «Отец и мать» 2016, «Бизон» 2019).
Однако, никакие технические способности и инновационные совершенствования, не помогли бы скульптору так долго оставаться жизнеспособным и интересным для самой разнообразной аудитории, если б его образы были пусты и бессодержательны. Все творчество Акопа Халафяна глубоко личностное, основанное на эмоциональных переживаниях и интеллектуальном осмыслении реальности. Автор пытается приоткрыть видимую, поверхностную форму и, как бы, заглянуть за нее, приглашая зрителя к созерцательному диалогу о не проходящих истинах и чувствах… небо и земля, печаль и радость, гармония и хаос, Он и Она….
Удивительно, как вопреки логике, легки и даже прозрачны его «тяжелые» работы и как полны они теплом и светом.

Игорь Борисович Девишев, заслуженный художник РФ.



Возврат к списку

версия для печати