НАСЕДКИН Владимир Никитович


НАСЕДКИН Владимир Никитович

Автор объектов и инсталляций, художник-график.
Родился 4 апреля 1954г. в Москве. Живет и работает в Москве.

Почетный член Российской академии художеств (2015г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1996г.)
Заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания (2010г.)

Образование: Нижнетагильский государственный педагогический институт. Художественно-графический факультет, руководители: Перевалов Л.И., Черепанов К.П. (1971-76 гг.)

Основные произведения: Цикл лигогравюр «Ожидание» (1986), Цикл ксилографий «Берег моря» (1991-93), Цикл живописи «Обнаженная» (1990-97), Цикл рельефом «Рельефы» (1993-97), Цикл живописи «Геометрия света» (2001-20), Цикл живописи «Google. Планета Земля (2008-20).

Произведения находятся в коллекциях: Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской Галерее, Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина, Государственного Русского Музея, Музеях Московского Кремля, Музее Востока, Государственного центра современного искусства, Московского музея современного искусства, Министерства Культуры РФ, Государственного центрального музея современной истории России, Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, Галерее Альбертина, Художественного музея Циммерли и во многих художественных музеях России и мира.
Постоянный участник выставок с 1975г.

Основные персональные выставки: совместно с Татьяной Баданиной был организатором и куратором международных симпозиумов на Урале (1989г.), в Непале (Катманду) и в Тибете (Лхаса, 2000г.), на Байкале (2001г.), в Ферапонтово (2003г.). Как дизайнер совместно с Татьяной Баданиной оформлял павильоны российско-украинского консорциума «АН-70» на Международном Авиа-шоу в Германии.ILA (Берлин,2000г.);
На II Международном космическом шоу в Киеве АВIAСВIT-ХХI (Украина,2000г.);
На III Китайской международной выставке авиации и космического пространства (Джухай-Макао,2000г.) и ряд интерьеров в Киеве и в Москве

Общественная деятельность: Член МСХ (1983г.), Член ТСХ (2005г.)

Государственные и общественные награды и премии:
Гран-при III международной биеннале станковой графики в Калининграде, Россия (1994г.)
I премия конкурса живописи в Твери, Россия (1995г.)
I премия II международной триеннале печатной графики в Каире. Египет (1996г.)
I премия VI международной биеннале графики в Лодзи. Польша. (1996г.)
Премия музея Мирового океана IV международной биеннале станковой графики. Калининград, Россия (1996г.)
Приз Литовской Академии художеств III международной биеннале графики в Вильнюсе. Литва (1998г.)
I премия I международной биеннале станковой графики в Новосибирске, Россия (1999г.)
Номинант Государственной премии РФ (2002г.)
Номинант Государственной премии РФ в области изобразительного искусства, ГТГ, Москва, Россия (2003г.)
Премия Министерства Культуры Свердловской обл. им. Георгия Мосина. Екатеринбург, Россия (2005г.)
I премия I международного фестиваля садово-парковой скульптуры. Екатеринбург. Россия (2006г.)
I премия II международной выставки современной актуальной скульптуры Артполе (2006г.), «Technology». Москва. Россия (2006г.)
Грант Министерства Культуры Франции AAFA . Париж. Франция. Cite Internationall des Arts. (2007, 2011, 2012 гг.)

Награды РАХ: Диплом РАХ (2015г.).


Начало начал

Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. …И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро: день один. …И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». Так сложилась структура – начало начал. Бесконечно повторяя этот божественный акт, художник подобно Создателю вносит в мир порядок, выделяя гармонию из хаоса. Прибегая к помощи геометрии, архитектуры, живописи, он пытается структурировать не столько реальное пространство, сколько пространство смыслов.
Структура и структурность – главные определения творчества Владимира Наседкина. Если топография – тема произведений художника, контрасты – настроение, то структура – это характер его работ и способ материализации идеи. Вступая в силу после появления топоса (земли), эта структура – суть поиск границ и контрастов. Вернув линии ее начертательную функцию, художник чертит свои структуры.
Новое время потребовало от автора проявления интеллектуальности, скепсиса и аналитики – последователь и преемник традиций Малевича, Мондриана и Лисицкого, Наседкин отказался от эфемерности и визуализации тонких энергетических потоков во имя анализа формы, сделав свои абстракции почти материальными. Серия «Белое на белом» Малевича в сравнении с живописью «Промзона» или французскими гравюрами Наседкина – как безвидная пустая земля, ждущая отделения света от тьмы. В творчестве Наседкина появляется конкретная, контрастная плоскости форма со своим светом и тенью, порой обретающая плоть. Инсталляция «33 вида Клязьмы» – сооружение из бруса, стены которого поставлены под углом, образуя закрытую комнату, всего 13 углов, ни одного прямого, 15 окон-бойниц – очищенная от функции форма, превращенная в знак. Объемная абстракция «33 вида Клязьмы» – не просто постройка, а шифр, в котором закодирован некий смысл. Архитектурные пробы художника не существуют по законам архитектуры, рисунки геометрических фигур не живут по законам геометрии, а структуры не подчиняются рациональным формулам. На плоскости они обнаруживают объем, а в пространстве возводят в квадрат значение плоскости. Сваривая железные листы, приколачивая деревянные доски, Наседкин создает произведения, в которых материя, отбросив все лишнее, предстает в своем первозданном очищенном виде, порой даже не как символ, а лишь намек.
Известный своим минималистичным подходом мастер осторожен относительно выбора цвета и количества проведенных линий, но минимализм его – не скупость, а аскетизм, который на пути к совершенству не мешает создавать полнокровную, почти осязаемую живопись. Изображения художника на плоскости столь же ощущаемы, как работы в пространстве – плотный грунт и густая краска, земля, подмешанная к красочному слою, делают творение на полотне еще более материальным. Творчество Владимира Наседкина устроено таким образом, что мы всегда можем видеть в произведении структуру, начиная от маленьких карандашных эпюр до больших пространственных проектов. Ортогональные проекции представляются мне предтечей настоящей архитектурной или живописной формы, их архетипом, образцом, как основа основ, как начало множества начал.

Анна Ленгле



Возврат к списку

версия для печати