БАКСТ Лев Самойлович (РОЗЕНБЕРГ Леиб Хаим Израилевич) (1866-1924)


БАКСТ Лев Самойлович (РОЗЕНБЕРГ Леиб Хаим Израилевич) (1866-1924)

Живописец, художник театра, график
27.1(8.2).1866, Гродно – 27.12.1924, Париж. Жил в Петербурге, с 1909 – в основном в Париже.

Академик Императорской Академии художеств (1814).

Член Брюссельской Королевской академии художеств
Член-учредитель объединения «Мир искусства» (1900), член СРХ (1903–10). Член Осеннего салона в Париже (с 1906), вице-президент жюри Общества декоративных искусств во Франции.

Образование: АХ, вольнослушатель (1883–87), у И.Л. Аскназия, П.П. Чистякова, К.Б Венига; занимался акварелью у А.Н. Бенуа (1892); в Париже (1891, 1893–96) в студии Ж.-Л. Жерома, в Академии Д. Жюльена и у А. Эдельфельта.

Работал в мастерской учебных пособий и игр А.Н. Канаева (1887–90), иллюстрировал детские книги для издательств А.А. Хомушина и А.Ф. Девриена (1888–92). Художник и оформитель журнала «Мир искусства» (1898–1904). Художник театра в Петербурге, затем в антрепризах С.П. Дягилева, И.Л. Рубинштейн в Париже, Риме, Лондоне, Брюсселе, Нью-Йорке (с 1901). Преподавал живопись вел. кн. Борису Владимировичу и вел. кн. Елене Владимировне; в художественной школе Е.Н. Званцевой в Петербурге (1906–09).

Основные произведения: эскизы костюмов и декораций к спектаклям Александринского театра – «Ипполит» Еврипида (1902), «Эдип в Колоне» Софокла (1904); Эрмитажного театра – «Фея кукол» И. Байера (1903). Для труппы Дягилева в Париже оформил постановки: «Клеопатра» А.С. Аренского (1909), «Карнавал» и «Нарцисс» – (обе 1910) Н.Н. Черепнина, «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова (1910, сделал также куклы всех действующих в балете лиц), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912) и др. Автор многочисленных портретов, среди них – А.Н. Бенуа (пастель, 1892; акв., пастель 1898), автопортрет (масло, 1893), В.Ф. Нувеля (акв., 1895), В.В. Розанова (пастель, 1901), Л.П. Бакст (масло, 1903), К.А. Сомова (кар., 1906), Ф.А. Малявина (литография). Также автор произведений: «На склоне лет» (акв., нач. 1890-х), «Горное озеро» (масло, 1899), «Приезд адмирала Авелсса в Париж» (1900), «Сиамский танец» (1901), «Ужин» (1902), «Ливень» (гуашь, 1906), «С.П. Дягилев с няней» (масло, 1906), «Terror antiquus» («Древний ужас», масло, 1909) и др. Работал как рисовальщик (1890–17): обложки и виньетки для журналов «Мир искусства», «Весы», «Аполлон», «Художественные сокровища России» и др.; программы концертов, карикатуры в сатирических журналах «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон».

Статьи и заметки: «Серов и я в Греции» (Париж, 1923), «Пути классицизма в искусстве» («Аполлон», 1909, № 2, № 3), «Об искусстве сегодняшнего дня» («Столица и усадьба», 1914, № 8), «О современном театре» («Петербургская газета», 21.1.1914).

Л. С. Бакст (1866-1924). Автопортрет. 1906 г. Бумага, уголь, сангина, цветной карандаш; 75,8х51,8. Государственная Третьяковская галерея. 



Возврат к списку

версия для печати