КОЗЛОВА Татьяна Владимировна


КОЗЛОВА Татьяна Владимировна

График, живописец
Родилась 6 апреля 1974., Москва. Живет и работает в Лайли-ан-Валь, Франция

Почетный член Российской академии художеств (2016г.).

Член Союза художников Москвы и Творческого Союза художников России (с 1998г.)
Член Французского общества изящных искусств (с 2001г.)
Член Орлеанского художественного общества (с 2013г.)

Образование: Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств (1992г.); Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова (1998г.); стажировалась в Творческой мастерской графики РАХ под руководством А.Д.Шмаринова (1999-2000гг.); Высшая школа искусств и дизайна Гавра и Руана (Франция, 2012г.).

Автор графических серий, тематических композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов. Среди основных произведений - графика: «Венецианский карнавал» (1991-1992гг.), серии линогравюр «Петербург» (1999-2000гг.), офорты к повести М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (1997г.), роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2002-2003гг.); живопись: «Меланхолия» (1996г., холст масло), «Венецианская Фиеста» (1998г., холст, масло), «Масленица» (1999г., холст, масло), «Полет лошадей» (2003г., холст, масло), «Северный город» (1997г., холст, масло), «Сумерки богов» (2006г., холст, масло), «Яхты на Средиземном море» (2003г., холст, масло), «Молодой человек в черном шарфе» (2002г., холст масло), «Маленькая танцовщица» (2002г., холст, масло), «Подсолнухи из Saint-Remi de Provence» (2003г., холст, масло), «Карусель мечты» (2003г., холст, масло) и другие.

Произведения представлены в коллекциии мэрии города Рюей-Мальмэзон (Франция).

Участник всероссийских и зарубежных художественных выставок с 1993 года. Персональные выставки: в Институте искусства реставрации (Москва, 1999г.), Доме-музее Л.Н.Толстого в Ясной Поляне (Тульская область, 1999г.), культурном центре Андре Мальро (Франция, 2002г.), выставочном зале «Originel» (Монталивье, Франция, 2003г.), галерее «Claire-Obscur» (Аржанта, Франция, 2003г.), городском выставочном зале Сен-Пор (Франция, 2004г.), Замке Де Турель (Лё Плесси Тревиз, Франция, 2005г.), Замке Сент Жал ле Блан (Орлеан, Франция, 2012-2014гг.), галерее Николя Пельё Боженси (2012-2015г.), Замке де ла Трезорери (Орлеан, Франция, 2013-2015гг.) и другие.

Постоянный участник книжного салона г. Божанси (с 2018г.), в рамках которого проводит мастер-классы по гравюре.

Педагогическая деятельность: преподаватель в лицее Сант Еверт (Орлеан, Франция, 2009г.), колледже Сан Марсо, (Орлеан, Франция, 2010г.), лицее Сан Поль Бурдон Блан (Орлеан, Франция, 2010г.), колледже им. Леонардо Да Винчи в Роморантен-Лантене (Франция, 2023г.); руководитель художественной студии в Ассоциации «Marel» и Ассоциации «Лез ар а Мэр» (с 2017г.).

Общественная деятельность: соучредитель и вице-президент Культурной ассоциации «Marel» (Франция, 2017 г.)

Награды: приз «Теттероде — график» (Гаага, Нидерланды, 1997г.); первая премия «Taylor» (Париж, 2001г.); приз конкурса импрессионистов (Шату, 2001г.); приз конкурса «Художники Круаси» (2001, 2002гг.); приз галереи Сюли (2002г); медаль города Жуанвиль-ле-пон (2002г.); главный приз на 16 городской художественной выставке в Сэн Жан лё Блан (Франция, 2011г.); приз города Шартра на художественном салоне общества «Formes et Couleurs» (Шартр, Франция, 2012г.); первая премия города Шартра; приз гравюрной мастерской Морэ (Париж, 2013г.); приз гравюрной мастерской «Moret» (Орлеан, Франция (2013г.).

Награды РАХ: Диплом (2008г.)


«Это художник светлый, думающий, хрупкий и нежный, в котором угадывается преданность выбранному пути и стремление к совершенству. Татьяна окончила Московский академический художественный лицей, затем институт им. В.И.Сурикова. Ее дипломной работой стала графическая серия, выполненная в смешанной технике "Венецианский карнавал". За время самостоятельного творчества она добилась значительных успехов, прошли несколько ее выставок в Москве и во Франции.
Она пишет портреты, пейзажи, жанровые композиции, создает серии на выбранную тему. Это может быть как Венецианский карнавал, так и наша русская Масленица или веселая карусель в Париже.
В любви к карнавальной теме Французского Общества Изящных Искусств отголосок традиций знаменитого на рубеже XIX - XX веков творческого объединения "Мир искусства". Ее работы, в отличие от рафинированных представителей этого направления, менее строги, они мягче. Особенно это проявилось в серии, посвященной жемчужине Адриатики Венеции.
В картине "Карнавал" бездонное синее небо куполом накрывает собор Святого Марка — этот бело-голубой мираж в глубине композиции. И Марк-лев — крылатый царь зверей — ходит из века в век по звездному небу, охраняя этот веселый карнавал. Кружат в танце Арлекин с Коломбиной, Пьеро играет свою божественную музыку. Знаменитая площадь Святого Марка предстает в работах автора в разное время дня, то в синеве теплого вечера, то в багряных лучах заката.
Во многих картинах из этой серии преобладает синий колорит. Некоторые современные исследователи полагают, что цвет подсознания — синий, ему соответствуют возвышенность и отстраненность. Мистика синего завораживала символистов, Врубеля, Сезанна, Марка Шагала. Метерлинк создал свою "Синюю птицу", чтобы вернуть людям утерянную ими возможность понимать глубинный смысл окружающего нас мира, в чем, как убеждал романтик, состоит счастье человека. Синева венецианский серии Татьяны навеяна таинственностью пейзажей города на воде.
Однако в более поздней акварельной серии на эту тему Татьяна практически уходит от синего колорита, и здесь основную роль начинает играть контурная линия, причем ее экспрессия исключительна. Тонкая черная линия, словно кружево, наполненная артистической свободой и вдохновением, выписывает невероятные пируэты, и кажется, что вихрь танцев венецианской ночью доходит до своего предела. Татьяна очень внимательно относится к композиции. В большинстве случаев явно присутствует эффект театральной сцены: кулисное построение, задник с архитектурным пейзажем, в центре композиции — главные герои в красочных костюмах.
Но не только красота итальянских пейзажей вдохновляет художницу. Нашей северной Венеции — Петербургу — также посвящена серия ее произведений. Петербург каждый художник видит по-своему. Вместе с графикой "мирискусников" город стал окончательно восприниматься как "город-картинка" и "город-декорация". Но даже в их произведениях иногда проскальзывал облик мрачного и сурового города Достоевского. У Татьяны это именно ее город — сказочный и загадочный, как и в венецианской серии, здесь преобладает серебристо-синий колорит. Замечательны линогравюры, посвященные Петербургу, с видами Казанского собора, панорамой Невы и Биржей, каналом Грибоедова, квартирой А.Блока.
Живя во Франции, она много работает с натуры. Этюды становятся материалом для создания произведений, но нередко они имеют самостоятельное значение. В ее картинах Париж это именно "праздник, который всегда с тобойv. Среди акварелей есть версальские пейзажи, завораживающие своей живописностью. Татьяна любит изображать пруды в парках с тихой гладью воды и зеркальным отражением в них голубизны неба, зеленью и словно ожившей скульптурой фонтанов.
Каждодневные сценки в парижских кафе также не лишены своего очарования. Лиричность и романтизм — отличительная черта ее работ.
В ее творчестве красиво найден образ грациозного белого лебедя, окутанный дымкой мечты, тоски, предчувствий. Порой она изображает царственную птицу одной контурной линией, что подчеркивает ее хрупкость и тонкую грацию. Все работы из серии "Фантазии" производят впечатление необычайной легкости и воздушности.
Живописная серия посвящена прекрасным коням, причем они изображены то в спокойной грации движений — "Волшебный лес", то в стремительном беге — "Скачки", "Полет лошадей". Завышенная линия горизонта дает возможность показать их в окружении природы, в основном это нежно-зеленая трава, дающая ощущение радости жизни и весны.
Любимые литературные произведения вдохновляют Татьяну на создание живописных и графических серий. В 1997 году она выполнила офорты к "Герою нашего времени". Эпоха Печорина в ее интерпретации звучит как "эхо прошедшего времени". В ее листах отразилась игра фантазии и личные впечатления на заданную тему.
Не меньшей выразительности Татьяна добилась в своих офортах, посвященных роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита", над которым работала в 2002 — 2003 годах. Автор в своих работах идет не столько от линии, сколько от пятна и силуэта. Это дает ей возможность передать зыбкость и изменчивость образов, их причудливость. В ее листах прекрасно передано ощущение пространства, его изменяемость: бесконечность или замкнутость в зависимости от раскрываемого сюжета.
Портретные образы удивительно поэтичны, их отличает тонкий психологизм и ощущение изменчивости и сложности внутреннего мира портретируемых. В нежно-голубом колорите написаны портреты маленького сына Васеньки; романтическим героем выглядит супруг Татьяны — на нем черный гарольдов- ский шарф и шляпа. Женские портреты построены на гармонии чистых, мажорных, радостных, красочных сочетаний.
Отличительная черта произведений Татьяны Козловой — это романтическая возвышенность мечты и музыкальность. Ощущение прекрасной мелодии есть во всех ее произведениях, а переходящие из картины в картину образы-звуки выражают тончайшую смену настроений. Этому способствует и восхищение красотой, и тонкое художественное чутье, и чувство цвета, и, конечно, любовь к искусству.
Член-корреспондент Российской академии художеств Е.Ржевская»

Иллюстрация в тексте: Т.В.Козлова. Фото: Михаил Акимов



Возврат к списку

версия для печати