СВИДЕРСКАЯ Марина Ильинична


СВИДЕРСКАЯ Марина Ильинична

Искусствовед
Родилась 18.10.1937 г., Москва. Живет и работает в Москве.

Почетный член Российской академии художеств (2017 г.)

Кандидат искусствоведения (1968 г.), доктор искусствоведения (1992 г.)

Образование: исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «историк искусства» (1960 г.),специализировалась по искусству итальянского Ренессанса под руководством В. Н. Лазарева; аспирантура в Институте истории искусств Министерства культуры СССР (затем ВНИИ искусствознания, в настоящее время – ГИИ), сектор классического искусства Запада (1962 – 1965 гг.)

Профессиональная деятельность: научный сотрудник в Отделе популяризации искусства ГМИИ им. А.С.Пушкина (специализировалась по западноевропейскому искусству XVII века под руководством Б. Р. Виппера, 1960-1962 гг.); сотрудник ГИИ (с 1965 г.), старший, главный научный сотрудник Института искусствознания (1987-1992 гг.), заведующей сектором Классического искусства Запада (2007 – 2018 гг.).

Сфера научных интересов — изобразительное искусство Италии эпохи Возрождения и XVII—XIX веков, культура Западной Европы от античности до конца XIX века, теория искусства, философия культуры.
Основные научные труды.
Монографии: «Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера» (Москва, 1999); «Караваджо: Первый современный художник. Проблемный очерк» (Санкт-Петербург, 2001); «Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII—XIX веков» (в двух книгах, Москва, 2010); «Утешение искусствознанием. Западная классика в отечественном искусствознании XX-XXI веков» (Москва, 2022).
Избранные статьи 2000-х годов: Стиль в изобразительном искусстве Италии эпохи Возрождения (Vivit virtus. Сборник статей, посвященный памяти Т.В. Васильевой. – М., 2011); Рецензия на книгу С.П. Батраковой Театр-Мир, Мир-Театр. Творческий метод художника XX века. Драма о драме (Искусствознание 3-4/11. – М., 2011); Первая леди изящных искусств (к юбилею И.А. Антоновой) (Наше наследие 101/102); «... он человек был, человек во всем» (памяти Е.И. Ротенберга) (Искусствознание 1-2/12. М., 2012); Миф и реальность: диалог на территории любви (образ прекрасной женственности в искусстве Западной Европы от античности до конца XIX века ( Искусствознание 1-2/16. М., 2016); О Леониде Михайловиче Баткине (Новое литературное обозрение 3’2017); Музей как эвристическая модель. Post Scriptum к выставке «Голоса Воображаемого Музея Андре Мальро» (Искусствознание 3/17. – М. 2017); О Михаиле Яковлевиче Либмане (От классической античности до модерна. Сборник статей сектора Классического искусства Запада. Посвящается памяти Михаила Яковлевича Либмана (1920-2010). – М., 2018); Караваджо и Бруно (История и теория культуры. Альманах. Выпуск 2. Посвящается юбилею М.И. Свидерской. Печатается по решению Ученого Совета философского факультета МГУ. Ответственный редактор М.О. Кедрова. – М., 2018); Об Александре Викторовиче Михайлове: «неслучайные встречи» (Жизнь в науке: А.В. Михайлов – исследователь литературы и культуры. К 80-летию со дня рождения Александра Викторовича Михайлова (1938 – 1995). Коллективная монография. Ответственный редактор Л.И. Сазонова. – М., 2018); Маньеризм = модернизм: человек «на распутьях тысяч дорог». Сага об Ипполитове, Вазари, Понтормо и Флоренции поздних Медичи. Часть 1 (Искусствознание 3/18. М., 2018); Понтормо и Микеланджело. Трагедия творчества. Сага об Ипполитове, Вазари, Понтормо и Флоренции поздних Медичи. Часть II (Искусствознание 4/18. М.:,2018); Девушка на мосту. Памяти Е.А. Борисовой (Искусствознание. 2/2021).

Преподавательская деятельность: доцент (с 1996 г.), профессор (с 1998 г.) кафедры истории и теории мировой культуры (ИТМК) философского факультета МГУ им М.В.Ломоносова.
Лекционные курсы: Пространственные искусства в художественной культуре Италии эпохи Возрождения. Проторенессанс и Треченто.XIII-XIV вв.; От иконы к картине. Пространственные искусства в художественной культуре Италии Раннего Возрождения. XV в.; Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре Нового времени (XVII в.; Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XVIII в.; Искусство эпохи Просвещения; Искусство Северного Возрождения.
Читает курсы лекций: на Высших женских курсах при РГГ (с 1993 г.); в качестве профессора, на кафедре Всеобщей истории искусств Отделения искусства РГГУ (с 1995 г.); на факультете церковных художеств Православного Свято-Тихоновского университета (1995 – 1999 гг.); 4-х летний курс по западноевропейскому искусству в лектории Дома культуры Института ядерных исследований в Дубне (1995 – 1999 гг.), работала в качестве рецензента, затем члена жюри в комиссии по созданию новых учебников для средней школы (фонд Д.Сороса) (до 1995 г.).
Член диссертационных советов: философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (2005-2017 гг.) и Института искусствознания (по изобразительному, декоративно-прикладному искусству и архитектуре,....г).
Общественная деятельность: Член Ученого Совета ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Награды: медаль «Ветеран труда» (1990 г.), медаль «850-летия Москвы» (1997 г.), Дипломы МОСХХ II степени (1988, 1995 гг.), Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций (2007 г.), серебряная медаль РАХ (1999 г.), Лауреат премии имени М. В. Ломоносова (2011).



Возврат к списку

версия для печати