КАЗАНЦЕВ Сергей Сергеевич


КАЗАНЦЕВ Сергей Сергеевич

Скульптор. Персональный сайт: sculptorkazantsev.ru
Родился 23 мая 1946г. в Московской области, Истринский р-н. Живет и работает в г. Истра.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение скульптуры, 2019г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1993г.)
Народный художник Российской Федерации (2007г.)
Член Союза художников России (1974-2008гг.)
Член Московского союза художников (2008г.)

Образование: Абрамцевское художественно-промышленное училище (1962-1967гг.), руководитель С.Н. Чехомов; Московский Государственный художественный институт им. В.С. Сурикова (1968-1974 гг.), мастерская скульптуры профессора Н.В. Томского.

Основные произведения: памятники И.С.Тургеневу в Москве (бронза, малиновый кварцит, 2018), Уго Чавесу в Венесуэле (бронза, гранит, 2016), композиции «Муза и Созидатель» (каррарский мрамор,2018), «Троица» (пуштулимский мрамор, 2008), мемориал «ОМОН» в Москве (2003), композиции «Пьета» в г. Югорск (мрамор, 2001), «Прометей» в Москве (мрамор, 1998), мемориал в Сестрорецке: «Святая Троица Андрея Рублева», «Апостол Пётр и Апостол Павел», «Семейная фотография» (гранит габор, малиновый кварцит, 2019), композиции «Яблоня» (мрамор, 2015), «Ева» (мрамор, 2011).

Произведения находятся в коллекциях: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Государственного музея музыкальной культуры, других музеях России, Грузии, Украины, а также в частных коллекциях Австрии, Италии, Германии, Великобритании, Греции, Польши, Америки и России.

Постоянный участник выставок с 1977 года.
Основные персональные выставки: Крутицкий вал, 3 (Москва, 1989г.), галерея «Каналетто» (Варшава , 1990г.), Государственный музей-заповедник «Коломенское» (1990, 1999гг.), постоянная экспозиция произведений в «Галерее и парке современной мраморной скульптуры Сергея Казанцева» (Московская обл., Истринский р-н., д.Борзые, с 1991г.-н.в.), пансионат «Союз» в Истринском районе Московской области (1993г.), пансионат «Подмосковная слобода» в Истринском районе Московской области (1995г.), Центральная площадь и парк г. Бад Орб в Германии (2002-2004г.) и другие.

Общественная деятельность: создатель парка скульптур в д. Борзые Истринского района Московской области. 

Государственные и общественные награды и премии: Бронзовая медаль «За успехи в народном хозяйстве СССР» (1982г.), Медаль «За усердие при выполнении задач инженерного обеспечения» (2003г.), Медаль «150 лет Западному военному округу» (2015г.), Лауреат премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» (2015г.).

Награды РАХ: Серебряная медаль Академии художеств СССР (1989г.).


Сергей Казанцев: перспективы бесконечности и планы миротворения

Сакральный образ Земли, соотнесенный с обобщённым женским божеством, становится одним из главных элементов личной философии Сергея Казанцева. Переживание пространства, его творческих координат  понимается художником как особый визуально-смысловой ракурс, способный обнаружить «лучший мир», ощущая в нем чудо присутствия непосредственной близлежащей реальности.
Пластика Сергея Казанцева не стремится «преображать» мир, его заново выдумывая - она естественно обращается к «новому реализму», возвращаясь к «простым вещам», к их магической явленности в нашей жизни, и идёт на их свет. Скульптор помнит, что в наше время возможности непосредственного художественного жеста ограничены, что любой знак, любой образ изначально противоречив, но при этом он абсолютно убеждён, что именно феномен присутствия «здесь», его поэзия открывает возможность возрождать и наше доверие к реальности, помогая восстанавливать единство человека и мира, в котором в настоящее время практически невозможно обнаруживать божественное.
Сергей Казанцев обращается к культуре античности, казалось бы, абсолютно утерянной, погружаясь, по выражению Марселя Пруста, «в поиски утраченного времени». Мастер возвращает этот прекрасный мир, не повторяя его, не создавая померкшую копию, он выстраивает его, в чистоте помыслов прикасаясь к неведомому, наполняя его нашей жизнью, соединяясь с тайной тесными узами.
Далекое «там» - идеалы эллинизма, итальянского Возрождения и раннего барокко - оживают, воскрешаясь в этом уникальном парке скульптур, наделяя нашу оптику великой первозданной этикой и чувством прекрасного. Многослойность и откровенная энергетийность этой культуры, ее непосредственное послание, убедительное вторжение в нашу память помогает нам узнавать и любить друг друга, открывая не только принципиально важное вовне, но и внутри нас самих. И это «нездешнее», выглядывающее из античных героев и православных святителей, из многочисленных образов Богоматери, внезапно начинает представлять не чудесное прошлое, но влекущее нас будущее, оплотненное в своей одухотворенной материи, в мраморном кружеве, в предельной воплощенности, когда они по мановению Творца будут созваны и вместе со всеми - людьми, животными, растениями, птицами и звёздами - сбросят свои сновидческие одежды и окажутся ничем иным, как наше «здесь». И весь этот прекрасный парк со всем его пророческим творческим таинством предстанет жизненно узнаваемым, присутствием подлинности, обретет свою реальность в том же нашем мире, казалось, в своей образности погибшем, но теперь спасенным, где спасение хранилось в самом творческом жесте Мастера, в чистоте и нравственной правоте его желания…
Величественные образы Сергея Казанцева дарят нам шок соприкосновения с неведомым при контакте с, казалось бы, заведомо освоенным. Они одухотворяют повседневность, простые регулярности нашего поведения, размерности человеческой жизни, превращая её наивность в сакральные ценности, пронизывая их животворным дыханием и энергией любви.
В этой стратегии открывающаяся перед нами, на первый взгляд, реликтовая культура внезапно обретает уникальный актуальный вектор: это было совершенно неожиданно, и моё внутреннее состояние, полное изумления и щемящей восторженности, в парадоксе невозможного и невероятного, могло быть определено лишь пушкинской строчкой, обращенной к царскосельской «статуе»: «Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила…».
Координаты моего времени и пространства оказались опрокинуты. Я находился в подмосковном «Парке скульптур», созданным моим современником. настоящим волшебником Сергеем Сергеевичем Казанцевым, народным художником Российской Федерации, членом-корреспондентом РАХ Михаил Булгаков творчество таких людей оценивал званием Мастер, к которому я бы добавил, если бы жил в эпоху Ренессанса, в великие времена цеховой культуры - звание Магистра…

Виталий Пацюков, заведующий сектором художественных и междисциплинарных программ ГМИИ им.Пушкина, член-корреспондент РАХ.



Возврат к списку

версия для печати