Выставка произведений Виктора Цигаля в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)

Сроки проведения: 14.03.2006 - 02.04.2006

Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Виктора Ефимовича Цигаля (1916-2005). Эта выставка – дань светлой памяти художника, свидетельство того, что Виктора Ефимовича помнят и ценят почитатели его таланта, все те, кто когда-либо соприкасался с искусством этого замечательного мастера. Виктор Ефимович Цигаль широко известен у нас в стране и за рубежом как талантливый, разносторонне одаренный художник. С одинаковым успехом занимался он рисованием, станковой и книжной графикой, акварелью, живописью, керамикой, созданием изделий декоративно-прикладного искусства из кованого железа и проволоки. Графическое искусство, дисциплина, необходимая в рисунке, во многом определила специфику работ Цигаля в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Выразительность линии, способность в тонком, изящно выполненном рисунке передать поэтическую суть явлений он сохранил в течение всех долгих лет творческой жизни.

Как незаурядный рисовальщик Цигаль сложился очень рано. Он родился в Одессе в 1916 году. В 1929 году семья переехала в Москву, где Цигаль с 1934 по 1938 год учится и заканчивает училище Памяти 1905 года. С 1943 по 1945 год Цигаль – участник Великой Отечественной войны. В 1946 году году он закончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Его дипломная работа – иллюстрации к «Белому клыку» Джека Лондона. Вспоминая студенческие годы, Виктор Ефимович пишет в книге своих воспоминаний: «Я проучился у Сергея Васильевича Герасимова всего три месяца в начале войны. До этого был студентом у П. Д. Покаржевского. Так как война набирала темпы, то мне казалось, что надо делать агитплакаты, и я перешел в бригаду Д. С. Моора». Любимых мастеров у Цигаля было немало, но особенно он выделял Валентина Серова. Художник внимательно изучал творчество Серова, учился секретам живописного мастерства у этого великого русского живописца. С 1950-х Цигаль – постоянный участник всесоюзных, республиканских, московских и многих зарубежных выставок.
Первые работы, позволяющие говорить о Цигале-художнике, связаны с Великой Отечественной войной. Он был зачислен в танковый корпус и прошел войну солдатом, участвовал в сражении на Курско-Орловской дуге и дошел до Польши и Венгрии. Всю войну рисовал людей и места, в которых воевал. Военный архив художника составляют, в основном, карандашные портреты (115 листов). Дошедшие до наших дней и показанные неоднократно на выставках, фронтовые работы Цигаля , искренние и непосредственные, обладают конкретной исторической достоверностью.

Виктор Цигаль принадлежит к плеяде замечательных, высоко одаренных мастеров графического искусства, является одним из лучших мастеров рисунка. В его работах поражает умение проявлять талант доброго и остроумного наблюдателя, артистичность, которая проявляется в особой выразительности штриха, гибкости и изяществе линии. С 1947 года Виктор Цигаль много путешествует по стране, бывает за рубежом. Среди многообразия впечатлений появились места особого притяжения. К ним можно отнести Дагестан, Восточный Крым и Коктебель, ставший для Цигаля не просто любимым местом, но и родным домом в буквальном смысле. Индивидуальность коктебельских работ Цигаля, их искренность и непосредственность ценны еще и потому, что здесь жил замечательный человек и тонкий художник Максимилиан Волошин. Дом Волошина в Коктебеле для Цигаля не был чужим: вдова Волошина Мария Степановна было близким другом семьи Цигалей-Шагинян. Среди наиболее значительных графических циклов,созданных художником на разных этапах творческого пути, следует отметить такие как «Академическая дача», «Север», «Кольский полуостров. Старая Умба», «Подмосковье», «Торжок. Пушкинские места», работы, посвященные Дагестану, рыбным промыслам Азербайджана, Коктебелю, Азовскому морю, артистам цирка. Эти серии широки по географии и тематике. Внимание художника привлекают своеобразие и красота национальных культур, неповторимость народного быта. Основные принципы решения его больших графических серий заключаются в раскрытии основного смысла жизни человека, органической связи человека и природы , в отзывчивости ко всему доброму, светлому в людях. Автор так говорит о своем методе: «Заранее я никогда не ограничиваю себя форматами, размерами листов, строгим отбором сюжетов, иду от частного к целому. Сначалахочется сделать то, что больше всего поразило и захватило, а потом из этого материала начинает складываться серия. Начинаешь представлять себе чередование листов на стене, как они будут дополнять, помогать друг другу». «Я хотел, - вспоминал автор впоследствии, чтобы в моих работах были те люди, которых я успел хорошо узнать. Я жил с ними, пел их песни, ходил на работу». Как правило, в сериях Цигаля рядом с большими композиционными листами есть множество изящных, легких рисунков, акварельных пейзажей. Полны обаяния изображения животных, которые присутствуют во многих его работах. Виктору Цигалю принадлежит большое количество иллюстраций, в основном, это книги для детей, изданные и переизданные многократно в издательстве «Детская литература». Можно вспомнить иллюстрации автора к книгам Я. Волчека «Рассказы о капитане Бурунде», Яна Грабовского «Муха с капризами», С. Маршака «Мельник, мальчик и осел», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица», книгу К. Паустовского «Растрепанный воробей», включающую семь сказок. Это и иллюстрации к произведениям Р. Гамзатова «Зарема», Р. Рашидова «Лудильщик Кичи». Все эти произведения пронизаны добротой, верой в нравственные основы жизни. Большая и самостоятельная область творчества Виктора Цигаля – декоративно-прикладное искусство и совершенно оригинальная скульптура из металла. Особенно ярко раскрылся талант Цигаля-анималиста, когда он начал создавать декоративно-утилитарные предметы из гнутой проволоки, часто сочетающиеся с объемной керамикой. Эти вещи могут служить сосудами для цветов, пепельницами, бра, подсвечниками. Они лаконичны, просты, а найденная мера условности позволяет оценить фантазию автора, его смелую выдумку, чувство вкуса. В сложных композициях из сварного металла, неповторимое пластическое решение которых сам автор нашел и разработал, оригинально сочетаются принципы линейной графики и объемной пластики. Особой виртуозностью отличаются люстры «Черные птицы», зеркало «С каретой», фонарь «Летучая мышь» и др. предметы декоративного искусства. Все эти предметы не просто украшают быт, они формируют образ дома, который несет отпечаток личности художника и его близких. В последние годы жизни Виктор Цигаль увлеченно работал над созданием сложных композиций из сварного металла. Эти работы уникальны. Сам автор говорит о своем новом увлечении так: «Я обратился к более сложным композициям, вкоторых всюду используются черный металл, листовая медь, латунь, применяются газовая с варка, чеканка по металлу. Названия работ разнообразны: «Легенда» и «Ночная переправа», навеянные лирикой Михаила Светлова, «Первый трактор», «Красногвардейцы», «Субботник». «Саженец. 1922 год». Дух эпохи, ее атмосфера были бесконечно дороги художнику. В этом он видел свою биографию. На выставке также представлены и живописные работы мастера, которые характеризуют В. Цигаля как мастера, способного любоваться красочным богатством окружающего мира, передать художественный образ средствами цветовых соотношений. Живописные работы художника отличаются поэтичностью, композиционным мастерством.
Виктор Ефимович Цигаль был необыкновенно обаятельным и незаурядным человеком, истинным интеллигентом. В 1996 году вышла в свет его книга «Встречи в пути», в которой он многое вспоминает и размышляет о перипетиях свой судьбы, о встречах с целым созвездием интереснейших людей. В этой книге он пишет: «Мы с любимым мной Искусством прожили большую жизнь. Оно для меня всегда было на первом месте. Вся моя жизнь и жизнь моей семьи выстраивалась около и в угоду искусству. Оно всегда было для меня Богом». Данная выставка - посвящение замечательному художнику Виктору Цигалю, удивительно талантливому, интересному человеку яркой творческой личности.












































версия для печати