1757. Начало ноября. И.И. Шувалов, просвещенный вельможа, меценат, куратор Московского университета, обратился в Сенат с предложением основать Академию художеств.   У истоков этой идеи стоит имя великого ученого и общественного деятеля М.В.Ломоносова. Императрица Елизавета Петровна одобрила начинание.

6 ноября. Сенат вынес решение: "Означенную Академию художеств здесь в С.-Петербурге утвердить". Первоначально она числилась при Московском университете, хотя сразу же местопребыванием имела Петербург: сначала в собственном доме Шувалова, куратора новой Академии, потом в других домах. Система образования в Академии сформировалась не сразу, но к 1762-му году приобрела вполне четкие формы. Это отразилось в 

проекте "Учреждения Императорской Академии художеств", составленном при Шувалове, но утвержденном позже, при Екатерине II, в президентство И.И. Бецкого. 

1758. Первый набор учеников. Из воспитанников гимназии при Московском университете отобрали 16 человек. Остальных нашли в Петербурге, в основном "из солдатских детей". Академия создавалась как центр подготовки национальных художников и архитекторов, в дальнейшем предполагалось, что из их среды будут формироваться и основные преподавательские силы. Первыми профессорами стали иностранцы: живописцы Л.-Ж.Ле Лоррен, Ж.-Л. де Велли, Л.-Ж.-Ф. Лагрене; скульпторы Н.-Ф. Жилле; гравер Г.-Ф. Шмидт. Занятия архитектурой вели А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот. Кокоринов с 1761 г. - директор, с 1765 - профессор, с 1767 г. - адъюнкт-ректор, в 1769 г. - ректор Академии художеств.

1759. Организуется гравировальный класс, большей частью из учеников-граверов Академии наук.

1760. Зачислен для обучения Ф.С. Рокотов, в будущем видный портретист. Достаточно подготовленный живописец, он почти сразу же занялся преподаванием. Отправлены за границу для совершенствования первые "пенсионеры", т.е. молодые художники, получавшие "пенсион" - содержание за счет казны: В.И. Баженов, в будущем прославленный русский архитектор, и А.П. Лосенко - первый русский исторический живописец. Оба они сыграли важную роль в развитии академического образования.

1761. По рекомендации Шувалова и Ломоносова был принят учеником Ф.И. Шубин, впоследствии великий скульптор-портретист второй половины XVIII века.

1762. Торжественный акт - первое собрание всех членов Академии. А.П. Лосенко, К.И. Головачевский, И.С. Саблуков, Ф.С. Рокотов и В.И. Баженов были удостоены званий адъюнктов, т.е. помощников профессора. Академия была открыта для публики в течение недели.

1763. 3 марта. Указ Екатерины II - Академию художеств "совсем от университета отстранить". А вместе с этим отстранялся от Академии и Шувалов. Период его кураторства объявлялся как бы "партикулярным", т.е. частным делом куратора. Отныне официально именуемая "Императорская Академия трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры" создавалась словно бы заново, хотя очень многое сохранялось от прежнего порядка, заведенного при Елизавете.

7 марта. Во главе Академии поставлен Бецкой, с конца 1764 по 1794 год - президент. При нем создается "Воспитательное училище", туда принимали мальчиков 5-6 лет, учили в течение 9 лет (три возраста) общеобразовательным дисциплинам, а, также копированию гравюр и рисунков. Затем одни продолжали учение в следующих классах. Менее способные - в классе "мастерств", где обучались ремеслу и становились мастерами декоративного искусства. Наиболее способных переводили в специальные классы и примерно в течение шести лет из них готовили скульпторов, живописцев, граверов и архитекторов.

10 октября. Ломоносов был "представлен в достоинство Почетного члена Академии". Впоследствии, на протяжении XVIII-XX веков, почетными членами (или "почетными вольными общниками") были избраны многие выдающиеся ученые, философы, литераторы как из России, так из Западной Европы (Д. Дидро - 1767, Э.-М. Фальконе - 1767, В.В. Растрелли - 1771 и др.).

1764. Январь. Первый аукцион ученических работ. Вырученные деньги направлены на нужды Академии, в частности - на учебный материал. Устроен небольшой театр, в котором "по желанию их" могли бы играть питомцы Академии "для отвращения мыслей ученических во время праздное от скуки, причиняющей угрюмость, и для недопущения их до самых недозволяемых шалостей". Началось строительство здания для Академии художеств по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота и А.Ф. Кокоринова.







версия для печати