Выставка из собрания Вологодской областной картинной галереив МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения:Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 06.07.2006 - 03.09.2006


Выставка произведений из собрания Вологодской областной картинной галереи является частью комплексной программы, посвященной 250-летию Российской академии художеств. Она организована Российской академией художеств при содействии департамента культуры Вологодской области и Вологодской областной картинной галереи. Вологда, первое летописное упоминание о которой относится к 1147 году, один из старейших русских городов, расположенный в краю лесов и озер на севере нашей страны.

Выставка охватывает двухсотлетний период в истории русского искусства, с 1750 по 1950 годы, - время формирования и расцвета русской национальной школы живописи, развитие которой включило в себя традиции народной и древнерусской культуры, важнейшие достижения европейского искусства. Экспозиция, включившая произведения живописи, графики, скульптуры, работы широчайшего жанрового диапазона характеризует все этапы истории российского искусства. Составляя огромную художественную ценность, она имеет и большое историческое значение. Искусство XVIII – первой половины XIX столетий в коллекции картинной галереи представлено немногочисленными, но редкими экспонатами, связанными, прежде всего, с историей и культурой вологодской земли. Прославленные, малоизвестные, а порой и анонимные художники оставили нам свои размышления о жизни, запечатлев их в образах современников, любимых пейзажных мотивах или простых бытовых зарисовках. В экспозицию вошли замечательные произведения известных мастеров живописи этого времени. Кисти датского художника В.Эриксена принадлежит «Портрет Екатерины II» (1757-1772), исполнен в 1810-е годы одним из выдающихся русских художников В.Боровиковским «Портрет неизвестного с командорским крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского». Не многословно, но точно раскрывают далекий и во многом загадочный XVIII век «Женский портрет», написанный неизвестным художником около 1760 года и великолепный « Портрет молодого офицера» (1752), дворянина Дмитрия Алексеевича Резанова, выполненный М.Колокольниковым, еще недавно полузабытым, оригинальным русским мастером. К концу XVIII века относится и один из ранних пейзажей коллекции, авторство которого принадлежит художнику-декоратору В.Петрову. В собрании Вологодской областной картинной галереи находятся произведения ведущих русских пейзажистов. Среди них - « «Мейсенский собор», написанный около 1840 года академиком пейзажной живописи К.Рабусом и «Крушение купеческого судна в открытом море» (1883) - одно из пяти хранящихся в галерее произведений знаменитого И.Айвазовского. Традиции академической школы живописи представлены произведениями великолепных мастеров XIX века, прославивших русскую художественную культуру. В экспозицию вошел редкий рисунок К.Флавицкого - «Измаил в сакле» (1862), иллюстрация к ранней поэме М.Ю. Лермонтова «Измаил-Бей», два великолепных полотна кисти профессора батального класса Академии Б.Виллевальде - «Сцена у верстового столба» (1859) и «Сегодня ты, а завтра я. Кульм. 1813 год» (1886), вошедшее в известную серию художника, посвященную военной кампании 1812-1814 годов. Выставка знакомит с эскизом картины «Медуза» (около 1882), исполненным представителем позднего академизма П.Сведомским, историческим полотном «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1861) В. Худякова. Среди произведений замечательных русских мастеров XIX века – один из ранних пейзажей выдающегося живописца А. Саврасова «Дубки» (1850-е годы), станковые рисунки и зарисовки К. Трутовского, акварели «Угольщик» (1868) и «На водопое» (1874) известного русского рисовальщика и анималиста П.Соколова. Собрание Вологодской картинной галереи обладает работами и другого признанного в России анималиста Н. Сверчкова. Это бытовая картина «Возвращение с охоты» (1870) и превосходный парадный «Портрет Кирилла Дружинина» (около 1870). Ротмистру лейб-гвардии К.Дружинину, уроженцу Вологды, принадлежали когда-то оба этих живописных полотна и большая акварельная композиция М.Зичи «Гусарская пирушка» (1873), трактованная как групповой портрет. В экспозицию вошли произведения академика портретной живописи К.Горбунова, живописный «Портрет матери» известного русского гравера В.Боброва, огромная коллекция графических произведений которого находится в ВОКГ. Уроки А.Г.Венецианова прослеживаются в работах его учеников - нижегородца И.Каширина и симбирского художника В. Тимофеева. Большой интерес вызывают картины бытового жанра художников – передвижников - блестящие по живописным качествам работы В.Маковского «Иконник» (1891) и «Опять они ссорятся» (Повар и кухарка) 1912 г., авторское повторение известной жанровой картины 1890 года И.Прянишникова «У тихой пристани». Интересно раннее живописное полотно Ф.Малявина, условно названное «Баба» (1899), исполненное художником в последний год обучения в Академии художеств в мастерской И.Е. Репина. Среди лучших работ собрания галереи - произведения классика русской пленэрной живописи и мастера исторической картины В.Поленова. Выставка знакомит с полотном 1900 года «За кого Меня почитают люди?», которое входит в большой тематический цикл художника «Из жизни Христа». М.Клодт, сын известного русского скульптора П.К.Клодта, - автор другого исторического полотна из коллекции галереи - «Марина Мнишек с отцом под стражей» (1883), обращенного к событиям «смутного времени» в русской истории XVII столетия. В числе произведений признанных портретистов второй половины XIX столетия - малоизвестная работа выдающегося русского живописца Ильи Репина «Портрет М.М. Антокольского» (около 1914), созданная уже после смерти скульптора, а также портреты, исполненные учениками И.Е. Репина – Б.Кустодиевым и И.Куликовым. Мягкий лиричный характер отличает небольшое по формату произведение К.Лемоха «На скамейке» (1893-1894). Своего рода жемчужинами коллекции можно считать « Портрет Всеволода Мамонтова» (1890) М.А. Врубеля и этюд «Ковер из лисьей шкуры» (1880) В.А. Серова, выдающихся мастеров отечественного искусства конца XIX – начала XX века. Работы художников рубежа XIX и XX веков, практически всех ведущих художественных объединений страны - «Союза русских художников», «Мира искусства», «Бубнового валета» относятся к числу лучших произведений коллекции. Это полотна С.Жуковского «Под вечер» (1910) и «В парке. Новое Рябово» (1915) В. Васнецова, «Девушка с гитарой» (1916) К.А. Коровина, «Крестьянские мальчики»(1910-е годы) Н. Богданова-Бельского. Классикой отечественного искусства стали станковые графические листы А.Н. Бенуа, З.С. Серебряковой и А.П. Остроумовой-Лебедевой, театральная и книжная графика М.В. Добужинского и Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиева и К.С. Петрова-Водкина, рисунки, акварели и живописные работы К. Богаевского, А. Гауша. Творчество этих прославленных мастеров представлено и более поздними работами 1920-30-х годов, обогатившими в собрании галереи картину отечественного искусства тех лет. Это такие произведения как «Портрет Шуры» К. Юона (начало 30-х годов), интерьер «Красный ковер» (1932) кисти Л. Туржанского и другие. Вошел в экспозицию «Портрет Ниты Сведомской», поэтессы, дочери известного русского живописца А.А.Сведомского (1915) работы ярчайшего представителя русского авангарда А.Лентулова. Коллекция искусства ХХ века Вологодской областной картинной галереи отличается художественным многообразием. Ее формирование началось с первых лет создания музея. Активная выставочная и собирательская деятельность позволили полноценно представить как отдельные этапы в искусстве России ХХ столетия, так и персональные коллекции некоторых мастеров. Галерея обладает собранием работ Н. Тырсы, цельными графическими коллекциями таких замечательных мастеров как Е.С. Кругликова, К.А. Клементьева, Л.А. Юдин. В экспозицию вошли работы мастеров художественных объединений первых десятилетий XX века. Выразительны произведения художников ОСТа, отражающие живописно-пластические искания времени – полотна А.Самохвалова «Полевая кухня» (1927), С.Адливакина «Девушка с веснушками» (1932). Продолжение традиций русского демократического искусства 2-ой половины XIX века наиболее ярко прослеживается в работах мастеров Ассоциации художников революционной России (АХРР) А.А. Рылова, Н.Б. Терпсихорова, Г.Г. Ряжского, М.И. Авилова, И.Д. Чашникова. Наряду с произведениями мастеров, получивших известность и официальное признание в 1920-1930-е годы, в собрании Вологодской картинной галереи находятся полотна и несправедливо забытых талантливых художников, имена которых возвращены сегодня в историю культуры страны. Среди них Б.А. Голополосов и С.Б.Никритин, С.В. Кольцов и А.Г. Кольцова-Бычкова, Р.Н. Барто и С.И. Маркин, М.К. Соколов и К.К. Зефиров. Полотнами и этюдами известных мастеров представлена в коллекции живопись 1940- 50-х годов. Датирован 1940-м годом натюрморт П.Кузнецова «Цветы в корзине», входящий в живописный цикл автора «Мичуринские сады». Из трех живописных полотен П.Кончаловского, находящихся в собрании галереи, «Полевые цветы» (1946) относятся к периоду зрелого творчества автора. Выставка знакомит с «Портретом Л.С.Орловой» (1948) кисти Р.Фалька, «Портретом С.В. Рянгиной» (1950), написанным В.Орловой, исполненным в 1950-е годы С.Никритиным «Городским пейзажем». Интереснейшую часть коллекции составили произведения художников – уроженцев Вологды. Местные мастера начала XIX века оставили для потомков своеобразные «художественные хроники». Как правило, это - камерные портреты, отличающиеся глубоким психологизмом, любовью к бытовым подробностям. В их числе - жанровая картина «Мальчик за чаем» (1840-е годы) малоизученного художника Ф.Зайцева, изображение купеческой четы (1840-е годы) неизвестного автора, портрет вологодского помещика Сергея Алексеевича Зубова (1843) работы академика живописи П.С. Тюрина. Талант психологического портретиста демонстрирует работа В.Верещагина «Старушка-вологжанка» (около 1895). С вологодской землей связано и имя малоизвестного художника С.Жильцова, автора копийной работы 1871 года «Вид Владикавказа» и «Портрета девушки» (1883). Среди произведений коллекции необходимо отметить работы вологодских художников начала XX столетия - открывателей особой поэзии природы Севера. Богатырски сказочной видит её А.Борисов, яркий талант которого, был замечен специалистами и публикой с первых шагов его творческого пути. «Зимний пейзаж» (1914), входит в серию «Зима на Северной Двине», - одного из живописных циклов мастера, посвященных красоте природы родного края. Выставка коллекции Вологодской областной картинной галереи является не только признанием её художественной ценности, но и продолжением доброй традиции Российской академии художеств предоставлять свои залы для показа сокровищ из собраний российских музеев.









версия для печати