Выставка произведений Льва Шепелева «И та ж в душе моей любовь» в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 20.02.2007 - 11.03.2007

20 февраля 2007 года  в выставочных залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) открывается выставка произведений народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Академии Льва Шепелева под поэтическим названием «И та ж в душе моей любовь». В экспозицию включено около 150 работ разных лет. Лев Викторович Шепелев - признанный мастер искусства графики. Его творчество посвящено главным образом теме города - его старине и новостройкам, пышным центральным кварталам и скромным окраинам. Художник дарит зрителю красоту и неповторимость большого города и тихой провинции, торжественность архитектурных ансамблей великих архитекторов и гениальность неизвестных русских зодчих, возводивших белокаменные церкви. В его произведениях - и знаменитые памятники, храмы, музеи, и обычные городские кварталы, виды которых и становятся подлинными художественными образами, подчас хранящими в себе некую вековую тайну, которую мог открыть только настоящий художник. Помимо городского пейзажа художник обращается также к жанрам портрета и натюрморта. В последние годы Л. Шепелев создает листы-размышления об окружающем мире, о бренности бытия. Эти поэтические впечатления с оттенком грусти переданы через различные состояния природы. В своих произведениях Л. Шепелев показывает блистательное мастерство, отменное умение владеть сложными графическими техниками. Более всего его привлекает гуашь, которая дает мягкую бархатистую поверхность, насыщенность и плотность красочного слоя, великолепную, почти живописную выразительность. Шепелев тщательно отбирает детали, его язык лаконичен, пластичен и изыскан. С 1990 по 2001 гг. Л. Шепелев занимал должность ректора Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова. В 2002 году им была создана кафедра «Искусство графики» в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова, которую он возглавляет.

В церемонии открытия выставки приняли участие известные мастера отечественного изобразительного искусства, члены президиума Российской академии художеств. Президент Российской академии художеств З.К.Церетели вручил Л.В.Шепелеву золотую медаль Академии.
Излюбленной темой для Л. Шепелева стал городской пейзаж, которому он целиком отдал свой труд, вдохновение, переживания и чувства. На выставке представлено более 150 произведений, созданных преимущественно в последние годы. К числу наиболее ранних работ можно отнести два портрета, созданных в 1960 году: это «Портрет отца» и «Автопортрет», выполненный в технике линогравюры. Большую часть экспозиции составляют пейзажные картины, которые по-настоящему красивы, эстетичны, выполнены с большим художественным вкусом. Имя Льва Шепелева давно и хорошо известно в московских культурных кругах. Он родился в 1937 году в Москве. Способности к рисованию у молодого человека заметили прекрасные художники и замечательные педагоги Аристарх Лентулов и Юрий Пименов. В 1951 г. Шепелев поступил в Московскую художественную школу, а затем продолжил обучение в Московском государственном академическом институте им. В. И. Сурикова на факультете графики. Его учителями были Е. Кибрик, М. Маторин, Ю. Рейнер. Одновременно с окончанием института в 1961 году началась педагогическая деятельность художника в мастерской графики под руководством Е. Кибрика. В 1970 г. он стал деканом факультета графического искусства. Многие годы он преподавал в мастерской живописи под руководством народного художника СССР, академика Т. Т. Салахова, затем был руководителем персональной мастерской. С 1990 по 2001 гг. Л. Шепелев был ректором Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова. В 2002 году он возглавил кафедру «Искусство графики» в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова. Индивидуальный почерк, свое собственное художественное видение сформировались довольно рано. В конце 50-х - начале 60-х годов Шепелев создает серию работ, посвященных Москве, которые сегодня воспринимаются как документы эпохи. С этого времени тема города прочно вошла в круг творческих интересов мастера. На выставке представлены графические листы, посвященные Санкт-Петербургу, Москве и Подмосковью, цикл «Суздальская осень», работы по материалам зарубежных поездок, рисунки. Художественная образность - фундаментальное качество произведений художника. В них личностное отношение автора к изображаемому выявляется не в лирическом восприятии, а в чутком понимании его историко-культурной значимости. Вот почему мотивы хорошо узнаваемых городов, всемирно известные памятники архитектуры по образным задачам близки картинам-размышлениям. В них автор и зритель собеседуют об истории мировой культуры, о сохраненных временем или же утраченных духовных ценностях. Петербургские мотивы занимают особое место в творчестве художника. Он любит этот город, не только торжественную архитектуру знаменитых ансамблей, но и обычные городские кварталы или дома, которые помогают почувствовать характер, атмосферу города. В экспозиции представлены такие запоминающиеся произведения как «Зеленые скамейки Летнего сада», «Санкт-Петербург. Инженерный замок. Так было в 1985 г.», «Санкт-Петербург. В устье Фонтанки», «Санкт-Петурбург. Выпал первый снег», «Санкт-Петербург. Портрет дома № 14 по Приморскому проспекту» и др. Обращает на себя внимание работа «Санкт-Петербург. Новогодняя ночь», которая передает особое настроение, сказочность и таинство новогоднего праздника через мерцающие огоньки в окнах известного дома Бенуа, заснеженные деревья, красоту композиционного и колористического строя. Нельзя не отметить серию работ, созданных в 2006 г. – «Смотрю из окон Зимнего». Вместе с художником мы любуемся Исаакиевским собором, Дворцовой набережной, Дворцовой площадью. На выставке представлен еще один замечательный цикл – «Суздальская осень». Этот цикл захватывает той полнотой выраженной в них жизни, которую невольно испытывает духовно чуткий человек, когда, изображая древние церкви, храмы художник приобщает нас к прошлому, открывая в нем истоки сегодняшней духовности. Пейзажи-картины «Река Нерль», «Александровский монастырь», «Суздальский Кремль», «Суздаль. Кидекша. Первый снег» и многие другие пронизаны чувством гармонии природы и архитектуры. «Канадский клен в Суздале» горит огнем в пору золотой осени, являясь цветовой доминантой образного решения. Путешествия по стране и за рубежом всегда стимулируют фантазию и воображение художника, являются мощным импульсом к обновлению образно-пластического языка. Где бы ни бы Л. Шепелев, будь то Венеция или Париж, Болгария или Испания, Норвегия, Швеция или Финляндия, он находил новые краски, умел в обобщенной и лаконичной форме запечатлеть то, что его больше всего поразило. На выставке можно увидеть графические листы по зарубежным поездкам, в которых отразилось своеобразие и неповторимость облика разных городов. В экспозиции есть ряд пейзажных произведений, которые отображают различные состояния природы, в них чувствуется сильное эмоциональное переживание: «Холодный май. Сумерки», «Утро туманное», «Зима в Троицком. Подмосковье», др. Небольшой раздел отведен под показ легких, быстрых зарисовок пером и чернилами портретов известных художников - В. Орешникова, Б. Угарова, О. Еремеева, Е. Кибрика во время различных заседаний. Особой теплотой и задушевностью отмечены портреты жены Льва Викторовича, Наташи, которая является его единомышленником и другом. Интересен сам метод работы Л. Шепелева над произведением. Художник пишет, как правило, отталкиваясь от натурных впечатлений. Этюды, наброски в дальнейшем становятся основой будущих работ. Далее следует серьезная работа в мастерской, когда тщательно отбираются детали, продумывается композиционное решение, и работа обретает черты законченности и картинной завершенности. Графические листы Л. Шепелева совершенны по точности ощущения и передаче красоты городского мотива и по редкому лаконизму выразительных средств. Больше всего Шепелев любит работать в технике гуаши, мастерски используя особенности этого материала – бархатистость, матовость, мягкость. Но во многих работах художника гуашь своей плотностью, материальностью приближается к живописи. Широта в восприятии искусства, глубокие профессиональные знания, большой опыт педагогической работы, внутренняя культура, скромность и интеллигентность создали Л. Шепелеву тот высокий авторитет, который долгие годы ему сопутствует. Работы Льва Викторовича Шепелева являются собственностью как отечественных, так и зарубежных музеев и частных коллекций.







версия для печати