Выставка «Параллели поколений» Современное чешское искусство в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 15.10.2007 - 28.10.2007

Российская академия художеств, Чешский центр – Чешский дом и Галерея MIRO Прага и Галерея искусств Зураба Церетели представляют выставку современного чешского искусства «Параллели поколений». Выставка проходит в рамках Дней Праги в Москве под патронатом Чрезвычайного и Полномочного Посла Чешской республики в Российской Федерации Мирослава Костелки.
Москвичи получили возможность познакомиться с творчеством 18 наиболее ярких представителей чешской живописи второй пол. ХХ – начала ХХI вв. Почти все они понимают живопись по-новаторски, представляя разные тенденции современного искусства – концептуальное искусство, или неоконцептуализм, пост-авангардную живопись, неоконструктивизм и другие.
Несмотря на неблагоприятные политические условия прошлых лет, некоторые мастера чешской живописи добились мирового признания. Художник старшего поколения Зденек Сыкора в годы оттепели 1956 года начинает абстрагироваться от внешней зрительской реальности, увлекается стилизацией и символическим воссозданием пейзажа. В настоящее время творчество мастера вылилось в вольный цикл «Линии», где основные части составляют открытые и потенциально бесконечные органические линии. Творчество другого известного мастера старшего поколения – Карела Малиха находится на границе между живописью и скульптурой. Он создает не только картины и рисунки, но и пространственные объекты. Его произведения - это поэтически настроенные композиции образов, связь которых автор определяет сам. Основным интересом таких художников старшего поколения, как Андриена Шимотова и Алена Кучерова, являются графические аспекты художественной работы. Под графикой подразумеваются не только такие традиционные направления, как гравюра и офорт, а и сам отпечаток (оттиск) или соприкосновение определенных материалов. Шимотова является автором серии оттисков или «фронтажей» живых тел, которые создает своими ладонями с помощью цветных пигментов. Станислав Колибал и Йиржи Андерле занимают два противоположных полюса в художественном воспроизведении. Образы Андерле экспрессивны и выражают основные жизненные чувства и состояния. Колебал, напротив, тяготеет к выражению гармонии в картине.
В 1960-е годы в чешском искусстве ломаются традиции, в него начинают проникать новые тенденции. Милан Книжак одним из первых внес в чешское искусство проблематику функционального творчества, имевшего в те годы провокационный и политический характер. В создании произведения могли принимать участие зрители, определенная среда, время и т.д. Оно апеллировало к свободе дискуссии, свободе мнений и ответственности за собственные действия. Художник старался нарушить обычные стереотипы и представления об искусстве.
Иван Оугел представляет сильное художественное сообщество «12:15», которое после экспериментов с разными концептуальными тенденциями, вновь вернуло живопись в чешское искусство. Для художника важно фигура, под которой имеется в виду не человеческая фигура, а определенная форма или знак, который составляет ядро картины. Милан Кунц (прежде всего после эмиграции) создал специфический вариант постмодернистской живописи. Он часто обращается к политическим темам и использует мотивы поп - культуры, по поводу которой иронизирует. Йиржи Корнатовский свои монументальные рисунки называет медитацией. Для его работ характерно очень сильное влияние на зрителя, которого они втягивают в свое внутреннее пространство.
Мировое признание получили работы Йиржи Георга Докоупила, использующего широкий спектр техник. Он создает как классическую живопись, так и картины с использованием нетрадиционных материалов (сажа) или действий (оттиски шин). В его работах чувствуется возвышенность и легкость, присущая работам постмодернистской европейской живописи. Карел Балцар и Зузана Ришанкова учились в мастерской с классической художественной техникой в Пражской академии художественных искусств. Здесь они ознакомились со школой старых мастеров. Балцер разрабатывает экзистенционально обостренные темы, придавая им подобие квази-барокко.
Молодого художника Йозефа Болфа интересует традиционно абстрактная живопись, серьезные намерения которой он ставит под сомнения и пародирует. В его картинах появляются фигуры, гротескно преображенные, в них есть одиночество и депрессия. Художник часто использует «подслащенные» цвета, которые подчеркивают чувство потерянного детства и грусти по уходящему времени. Самыми молодыми художниками, представленными на выставке, являются Мартин Шаровец и Якуб Шпаньгел. Первый использует экспрессивный почерк, которым продолжает чешскую традицию гротескности. Часто он варьирует один мотив (например, головы) и старается разыграть как можно более широкий спектр цветов и форм.
Настоящая выставка может охватить, естественно, только небольшую часть современного чешского искусства. Эта представительная экспозиция наглядно демонстрирует целый спектр формальных и тематических поисков актуальной чешской живописи.
Живопись на чешской земле за последние полвека динамично изменялась, но всегда в широком контексте художественного творчества сохраняла свое значимое место.








версия для печати