Выставка «Кочевник и самоцветы. Флорентийская мозаика Юрия Мандаганова» в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 18.10.2007 - 04.11.2007

Российская академия художеств, Полномочное представительство Республики Бурятия при Президенте России представляют выставку произведений заслуженного художника России, народного художника Бурятии Юрия Ендоновича Мандаганова - одного из признанных мастеров национального и отечественного современного монументального искусства. Около тридцати картин – панно, составивших экспозицию, выполнены в редкой и сложной технике флорентийской мозаики, работа в которой стала для художника своеобразным творческим кредо. 

Флорентийская мозаика в исполнении бурятского мастера обрела новые черты. Содержание и стилистика его работ представляют собой оригинальный синтез культурных традиций Востока и европейского искусства. В диалоге двух культур, столь активном и разнообразном в наши дни, творчество Ю.Мандаганова занимает свою, особую нишу, оно сравнимо с голосом чистым и легко узнаваемым. Обращение мастера к старинной, изысканной технике вполне закономерно. Ю.Мандаганов родился в 1947 году в бурятском городе Закаменск, где издавна знали и любили камень, добывали нефриты. Чувство красоты материала пришло естественно, вместе с дыханием родной природы. Осознание его художественных возможностей возникло годы спустя, когда за плечами мастера была учеба в Художественном училище искусств в Иркутске, МГХПУ (б.Строгановском), где Ю.Мандаганов был первым студентом из Бурятии. Закончив его, художник-монументалист создал произведения, которые украшают общественные здания в городах и поселках Бурятии – мозаики, росписи, витражи. Среди них - выполненный в 1980-е годы цикл витражей на тему «Юность» для технологического университета Улан-Удэ, витраж «Город и горы» для зимнего сада Дворца пионеров столицы Бурятии. К технике флорентийской мозаики Ю.Мандаганов обратился 15 лет назад. Определив главную линию его творчества, она продиктовала образ жизни и философию жизни художника. Именно в этой технике воплотилась его эстетика, этика, мир его образов. 

В основе содержания «каменных» панно Ю.Мандаганова – сюжеты национальной мифологии, сказаний, современной жизни, впечатления детства. Из геометрически четких цветных пластин строятся фигуры степной принцессы, кочевницы, путешествующего по райским землям Найан-Нава верблюжьего каравана, в калейдоскопе кусочков самоцветов проступают образы тотемных животных. У каждой работы – своя история. К созданию каждой из них мастер идет долгим путем: изучает документы и древнюю литературу, консультируется с этнографами, историками, искусствоведами. Через пятно, цвет, линию выражает художник свои переживания, свои размышления о мире. Как, например, в панно «Мифы Байкала», панно «Праздник моего детства», посвященном эвенкийской теме и созданному по просьбе эвенкийской общины Бурятии, лирических и одновременно глубоко филисофских работах «Тихая мелодия» и «Воспоминания о Найян-Нава» и многих других. 

Техника флорентийской мозаики восходит своими истоками к итальянскому искусству 13-14 веков. Украшая дворцы и храмы, предметы мебели, изделия прикладного искусства, итальянские мастера традиционно работали с мраморами высокого качества, найденными в открытой неподалеку от Флоренции каменоломне. Ю.Мандаганов использует для своих произведений уральские поделочные и полудрагоценные камни: мрамор различных цветов, нефрит, лабрадоит, чароид, серпентениты, яшму, лазурит, змеевик, кварц и другие минералы забайкальского региона. Глубокие, благородные оттенки природного материала дают возможность создавать настоящую живопись в камне. 

Создание «каменных» панно – процесс длительный и трудоемкий. Материалы для своей палитры художник привозит из экспедиций, в которые отправляется вместе с друзьями-геологами. Он очень бережно относится к дарам природы. Местные поверья предостерегают от разрушения и перемещения камня с места его обитания. Перед походом мастер совершает обряд очищения и получает благословение. Найдя место, помечает его, повязывает на дерево ленточку. Забирая камень, оставляет духам приношение. Техника флорентийской мозаики требует ювелирной точности обработки материала. Камень распиливается на пластины толщиной 5мм, которые подгоняются друг к другу и складываются в композицию. Закрепленные элементы обрабатываются абразивами и алмазными пастами и тщательно полируются. На создание каждого произведения уходят месяцы работы. Художников, владеющих техникой флорентийской мозаики сейчас в России - единицы. Среди них Ю.Е.Мандаганов – один из самых востребованных. Он стремится передать свое мастерство новым поколениям, создает в Улан-Удэ школу. Два его сына, еще несколько учеников осваивают это полное тонкостей и секретов трудоемкое ремесло. 

Ю.Мандаганов - участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Работы художника находятся в Государственном музее Востока, в Министерстве культуры России, музее Н. Фешина (США), в Окружном краеведческом музее п. Агинское, в многочисленных частных коллекциях в России, США, Франции, Германии, Монголии, Республике Корея. «Камень - живой материал. Он может быть мягким, твердым, вязким. Нужно научиться чувствовать его», - отмечает Ю.Мандаганов. Безупречное чувство камня, позволяющее создавать выразительные, нежные, человечески теплые, глубоко философские работы, демонстрирует выставка произведений замечательного мастера в залах Академии художеств.
Управление информации Российской академии художеств







версия для печати