«Свет осени». Выставка произведений В. Калинина в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 30.10.2007 - 18.11.2007

Российская академия художеств представляет выставку произведений известного московского живописца, действительного члена Российской академии художеств Виктора Калинина «Свет осени». Виктор Калинин принадлежит к поколению художников, которые мощно заявили о себе в 1970-е годы. Его произведения уже тогда отличали творческая зрелость и самобытность. Занятия живописью стали для него способом выразить свои размышления о мире, свою философию, которые, как и художественные впечатления, закладывались с детства.
В.Калинин родился в 1946 году в селе Залесово на Алтае в семье старообрядцев и был двенадцатым, младшим ребенком в семье. Род, дом, отец, мать, земля, на которой он вырос, на всю жизнь стали для него «духовной крепостью», источником, из которого он черпает темы своих полотен. Он учился в Художественном училище им. В.И.Сурикова в Красноярске, Художественном училище в Нижнем Новгороде. В 1971г. окончил Высшее художественно-промышленное училище (бывш.Строгановское), где мастерство живописи преподавал народный художник СССР, академик Г.М.Коржев. Через органичное усвоение традиций иконописи, русского символизма, искусства Врубеля он познавал глубоко нравственные, духовные ценности жизни. Художник словно входит в иную систему координат, где вместо быта – бытие, а жизнь становится житием. Ранние работы Калинина были близки по духу, композиции и локальному цвету произведениям древнерусской живописи. В картине «Мать», написанной в примитивистском стиле, образ матери вызывает ассоциации с иконописными образами. Со временем палитра художника менялась, становилась более сложной, насыщенной, похожей на красочную мозаику. Такие полотна, как «Расседлавший коня», отличает энергия цветовой массы, лавиной стекающей по холсту. Явственно ощутима метафоричность авторского мышления. В его художественном воображении нет места бытовизму, даже случайное событие превращается в явление вселенского значения.
Мощной живописной пластикой отличается серия картин, написанных в результате поездки по Средней Азии. В палитре – сопоставление плотных, густых цветовых пятен. Трактовка женских фигур напоминает образы древней архаичной пластики.
Художник все время возвращается к образам ушедшего детства, воспоминание о котором согревает память. Иногда оно звучит незаметно, часто разрастается до общечеловеческого смысла, становится символом чего-то очень важного для всех. Его картины глубоко личностны, в них нет ничего на потребу дня, ничего поверхностного, не пропущенного через себя.
В картины на евангельские темы Калинин вносит новизну переживаний, живое, страстное чувство. Их содержание выходит за рамки библейских сюжетов, это, скорее, по его же словам, «отсвет библейских мотивов». В своем характерном пластически-эмоциональном ключе он трактует многие страницы священной истории. Так возникли композиции Благовещения, Бегства в Египет, изображения Богоматери. Вера была и остается одной из основ всей его жизненной философии.
Впервые на выставке в таком объеме представлено портретное творчество Виктора Калинина. Особой эмоциональной силой отличается образ отца, ставшего главным героем ряда значительных живописных полотен. Со временем он меняется, образ реального человека перерастает в образ старца, философа, праведника. Ранние портреты В.Калинина были предельно обобщены, погружены в цветовую атмосферу. В дальнейшем почерк художника изменился. Он сознательно укрупняет форму, оперирует широкими мазками и плоскостями, отказывается от деталировки частностей. Цвет служит выявлению характера личности. Портретное сходство становится безупречным, рисунок точным. Образы обретают психологическую убедительность, сложность и многогранность.
В пейзажах Калинина, написанных с подлинно живописным темпераментом и монументальным размахом, мир природы наделяется неведомой драматической силой.
Живопись Калинина захватывает яркой, одухотворенной пластической красотой. Мощная стихия цвета пронизывает все его полотна. Калинин хочет «слышать краски и видеть звук». Колорит достигает интенсивного звучания, диапазон которого огромен – от ослепительных вспышек до легкого светового мерцания.
Творческие усилия Калинина направлены на разрешение главного вопроса времени – в чем ценность жизни. Он ищет гармонии, ищет то начало, которое объединяет людей в их трудном и прекрасном бытии. Таким предстает мотив библейской троицы, претворенный автором в картине «Гости», где дан и реальный и неземной образ этого согласия.
В работах Калинина все время повторяются изобразительные мотивы «колодцев», «мостов» и «ворот». В основе каждого – впечатления детства. В них чувствуются отголоски его родовой и нашей общей российской истории. «Колодцы» воспринимаются как символ чистого родника.
Картины В.Калинина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Дрезденской картинной галереи (Германия), Современного музея изобразительного искусства, коллекции П.Людвига в г.Кельне (Германия), Художественном музее Университета Южной Флориды (США), во многих музеях и частных коллекциях России и стран мира.
Произведения Калинина предполагают многозначность восприятия, они не рассчитаны на поверхностное суждение. В этой многозначности - и сложность постижения, и одновременно радость открытия, которое несет в себе настоящее творчество.







версия для печати