Выставка «От Олохно к Новой реальности. Искусство Якутии» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения:Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 04.12.2007 - 09.12.2007

Республика Саха (Якутия) и Российская академия художеств представляют выставку «От Олонхо к новой реальности. Искусство Якутии», приуроченную к 375-летию со дня вхождения Якутии в состав России. Выставка открыта в рамках Дней Республики Саха (Якутия) в Москве. Она организована при поддержке Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), Союза художников Якутии, Национального гуманитарного культурного центра «Саха-Арт».
В экспозиции представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, резьба по бивню мамонта.
Глубокая древность традиционных культур народов Якутии отражена в современном изобразительном искусстве республики. Сама суровая, драматичная, но изначально прекрасная природа рождает живую фантазию, общую почву национального мировосприятия, стихию творящего чувства. Народы Севера сумели не только обжить студеный край, но и создать в экстремальных климатических условиях уникальную культуру с присущей ей сверхчувственной формой художественного осознания мира, воплощенной в эпической поэзии олонхо, музыке варгана, орнаментально-декоративном искусстве.
В становлении профессионального искусства большая роль принадлежит русской художественной культуре, ее классическим традициям. Художники Якутии получили образование в европейской школе, но внутренняя общность с культурной традицией своего народа сказывается в их творениях в неторопливой созерцательности, пейзажном видении мотива. Творческие устремления авторов отличает широкий спектр общекультурных интересов, синтез национальных традиций и современной стилистики.
Мифотворчество является особенностью изобразительной деятельности якутских художников. Интерпретация национального эпоса олонхо отмечена глубиной мысли, передачей внутренней сути народного искусства (В.В. Васильев, В.С. Карамзин, Э.С. Сивцев, М.Ю.Иванова). Обращение к фольклорным образам, обретающим роль символа, аллегории, иносказания, позволяет авторам говорить о вечных темах бытия, о путях человека к совершенству.
Духовные откровения якутских живописцев и графиков выражаются в разнообразии композиционных решений, богатой колористической полифонии произведений. Одну из лидирующих позиций сохраняет сюжетно-тематическая картина (А.Д. Васильев, Н.В. Николаева, М.Г. Старостин, И.Е. Капитонов, В.В. Яроев, А.В.Чикачев). В жанре пейзажа сосредоточились размышления об единстве всего сущего на земле, о гармонии человека и природы (А.Н Осипов, Э.И. Васильев, Ю.В. Спиридонов, В.П. Кравчук). Портрет становится способом самовыражения автора: в нем не столько общественная значимость личности, сколько представление о современнике, духовной сути человека (А.Д. Ходулов, М.М. Лукина). В натюрмортах А.В. Чикачева, М.М. Лукиной прослеживается интерес к рукотворным изделиям старых мастеров, к духу национальных традиций.
Характерные черты современной якутской графики - личная дерзостность в раскрытии своих душевных и духовных откровений, активное обращение к разным техникам - линогравюре, офорту, литографии, интерес к рисунку и цвету - выделяют работы якутских мастеров. Профессионализм сказывается в композиционной выдумке, в глубокой колористической полифонии, интеллектуальной остроте и эстетизме произведений А.П. Мунхалова, Н.Н. Курилова, Ю.И. Вотякова, М.А Рахлеевой, А.Л. Соргоевой, Ю.В. Спиридонова, М.Г. Старостина, Т.Е. Шапошниковой, М. Ю. Ивановой.
Преломление национального образного мышления в объемно-пространственных формах, обращение к выразительности древней пластики нашло отражение в скульптурных композициях С.К. Прокопьева, Э.И. Пахомова, Н.Д Огонерова, В.М Федорова, Н.Н. Чоччасова.
Панораму изобразительного искусства Республики Саха завершает раздел народного и декоративно-прикладного искусства. Будь то резьба по дереву или по бивню мамонта, шитье, вышивка, ручное ткачество - в каждом предмете зримо запечатлены природный оптимизм народа, эстетика пространственного мышления, истоки которого восходят к образу традиционного универсума. Особый интерес вызывает народное творчество, которое представлено национальным шитьём и вышивкой (А.Н. Зверева, В.П. Иванова, М.В. Оконешникова, Н.С. Рехлясова).
Современная резьба по кости теряет утилитарные функции и обретает качества декоративно-прикладного искусства. В структуре произведений мастеров можно отметить особое значение культурной памяти и многослойность - в ней тесно взаимодействуют профессиональное и народное, опыт мирового художественного наследия. Это ярко проявляется в произведениях косторезов В.Н. Амыдаева, Н.Д. Амыдаева, Г.Н. Родионова, М.Н. Слепцова, Ф.И. Маркова, К.М. Мамонтова, А.А. Винокурова, О.А Тобонова и др. В их работах, полных жизненной силы, нашли свою интерпретацию фольклорно-эпические мотивы.
В фотографиях А.Г.Степанова, Е.Г. Арбугаевой предстает прекрасная и суровая природа Якутии, образы коренных жителей северного края.
В современном искусстве Якутии идет активное творческое осмысление материального и духовного наследия своего народа. Выставка «От Олонхо к новой реальности» способствует созданию единого культурного пространства на территории России, включению искусства Якутии в мировой художественный процесс.







версия для печати