«Символика андского мировоззрения». Выставка работ Сесилии Вильде в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)



Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения:02.04.2008 - 09.04.2008


Посольство Республики Боливия в Российской Федерации и Российская академия художеств представляют выставку произведений Сесилии Вильде «Символика андского мировоззрения». Сесилия Вильде, боливийская художница, лауреат национальных премий, принадлежит к молодежному авангарду страны. Окончила факультет изобразительных искусств университета Сан-Андрес в Ла-Пасе, училась в Сорбонне (Париж), а также в мастерских известных художников. С 1985 года выставляет свои произведения на персональных и коллективных выставках в главных галереях Боливии. Является лауреатом премий городов Ла-Паса и Кочабамбы. Произведения С.Вильде экспонировались во многих странах мира: США, Канаде, Испании, Англии, Мексике, Венесуэле, Эквадоре и Чили. В 1995 году художница работала в живописных мастерских в Лихтенштейне, ее работы были отобраны для выставок в престижных галереях Европы. Представляла свои работы на выставках в Азии: в Национальной галерее на Тайване, а также в Китае. Является участницей международных биеннале в Куэнке (Эквадор), Мериде (Венесуэла), Гвадалахаре (Мексика). Источником творческого вдохновения для Сесилии Вильде в работе над представленным циклом произведений послужил специфический вид художественного ремесла - андский текстиль, его магическая сила и способность отображать образ жизни индейских народов. Знакомство с андским текстилем помогает оценить средства творческого самовыражения, осмысления действительности, которыми пользуется этот народ, знакомит с представлениями древних народов о происхождении этносов, их культурном развитии, утверждавшими гармонию природы и человека, взаимное уважение между всеми живыми существами. Мифологическое мышление присуще и современным индейцам: солнце, земля, звезды, молния, гром, радуга, вода, космос являются участниками их повседневной жизни. У андских народов космологические представления связаны с описанием космоса как небесной полусферы – образом созвездия Южного Креста, который еще называют Чакана (на языке древней андской культуры), или Квадратный Крест. Он известен как Андский Ступенчатый Крест, один из основных символов космологических мифов народов Анд. Имеет значение центра мира, места, где находится Виракоча – высшее существо, создатель космоса и порядка, дарующего жизненную силу Вселенной. Живописные полотна Сесилии Вильде – это свободная интерпретация культурного наследия и традиций небольшого по численности народа Халька, проживающего в районе Чукисака на юге Боливии, на высоте 3000 метров над уровнем моря. Общее влияние культуры Халька прослеживается в характере цветовой палитры произведений Вильде, в движении форм, в пульсации ритмов. Чувствуется способность художницы к особому проникновению в историю этого народа, к пониманию его мировоззрения, чувств и способов художественной интерпретации реальности. Благодаря своим эстетическим качествам текстиль Халька считается одним из самых красивых в андском регионе, сохраняющим чистоту древних традиций, сложившихся еще в доколумбову эпоху. Мастера текстиля предпочитали приглушенные тона, сложные смешанные цвета, многозначность рисунка, мягкое соединение фигуры и фона. Особое внимание привлекает свободное расположение неповторяющихся рисунков, которые не подчиняются ни строгой симметрии, ни какому-либо основному правилу или закону. Фигуры персонажей на этих рисунках расположены как вверх, так и вниз головой, одни изображены в фас, другие в профиль. Поверхность тканей заселена фантастическими существами, птицами с головами млекопитающих, вероятно, принадлежащих к потустороннему миру. Ткачихи на своем языке называют их Курус. В рисунках тканей находит отражение символический язык мифологических концепций, объясняющих происхождение и устройство мира, природные явления, социальные связи индейцев, иерархии, жизненные циклы. Рисунки тканей народов Анд имеют множество прочтений и вызывают споры среди исследователей в отношении способов расшифровки орнаментов, но в интерпретации С.Вильде они приобретают черты ее творческого стиля.






версия для печати