Выставка «Невьянская икона» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Фото: управление информации РАХ

Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 10.11.2009 - 10.01.2010.

Российская академия художеств, музей «Невьянская икона» показывают уникальную выставку «Невьянская икона» из собрания Евгения Ройзмана. Выставка посвящена 10-летней годовщине первого в России частного музея икон в Екатеринбурге, коллекция которого насчитывает более 600 произведений. В экспозицию вошло около 300 экспонатов. Представлены самая ранняя датированная невьянская икона – «Богоматерь Египетская» 1734 г. и самая поздняя «Спас» 1919 г. Невьянская икона, по мнению исследователей, – одно из самых высоких проявлений старообрядческого искусства иконописания. Свое название оно получило от Невьянска – духовного центра Уральского старообрядчества. Иконописцы, писавшие в «невьянской» манере, работали не только в Невьянске, но и в других горнозаводских поселках (Нижний Тагил, Старая Утка, Красноуфимск). Здесь жили и работали династии первоклассных мастеров, писавших исключительно на частный заказ. Более 100 икон на выставке имеют подпись с датой, что особенно важно для исследователей. На выставке представлены иконы редчайших, неизвестных ранее сюжетов. Впервые экспонируются ранние невьянские иконы первой половины ХУШ века, отличающиеся высочайшим уровнем исполнения. По мнению специалистов, невьянская икона – явление яркое, глубоко самобытное, не имеющее прямых аналогов в русской иконописи. За пределами уральского региона невьянская икона встречается крайне редко, и показ значительной части музейной коллекции невьянской иконы – большое событие в культурной жизни столицы и всей России.

Упоминание о Невьянской иконе содержится в документах середины XVIII века, сложение же традиции приходится на начало столетия. Первые переселенцы заходили на Урал с Вологды, Устюга, Поморья. Старообрядцы из Поволжья пришли сюда после 1722 года. Все они несли на свою новую землю древние традиции сакрального искусства. «Невьянская школа» иконописания согласно датированным памятником существовала с 1734 до 1919 года. Именно в ней можно видеть самое высокое проявление старообрядческого искусства Уральского региона. В XVIII веке в укромных часовнях Невьянска в стороне от чёрных отвалов земли и рудных отходов загораются свечи перед образами редкой красоты. Неповторимые по духовной глубине и живописному языку памятники этого времени называют теперь «высокий Невьянск». В них живут творчески преображенные традиции иконописания Верхнего Поволжья, Русского Севера, Строгановских земель. Мера этой преображенности определяется особостью этого небольшого мира, который по прежнему живёт в строгой вере отцов, но в новых условиях, требующих обновления языка иконописных форм.

Самые ранние памятники связаны с северными землями. Древнейшая датированная икона – Богоматерь Египетская 1734 года – является списком с образа строгановского мастера XVII века Семёна Хромца. К северной ветви принадлежит также образ Николая Чудотворца, Собор избранных святых в предстоянии Богоматери Одигитрии и другие иконы этого стилистического круга.
Из наследия Ярославля и Костромы второй половины XVII века и царских изографов, подобных «усольцу» Фёдору Зубову извлекается невьянскими мастерами XVIII века мелодия переливчатой розово-сиреневой цветовой гаммы с вкраплениями белого, оливкового, оранжевого при активной лепке ликов, порой сумрачных по тональности.
От царских мастеров и лёгкие светлые палаты, при всём обилии персонажей полные «воздуха», как в Рождестве Богородицы 1799 года, созданном под впечатлением работ Фёдора Зубова.
Столь же радостны решённые в ином стилевом ключе образы, навеянные северной традицией в Поморском варианте. При всём единстве изводов невьянские иконы столь насыщены по цвету, что видятся как первозданные творения, как новая жизнь привычного сюжета. В них «эмалевая» открытость цветов с ярко оранжевыми и киноварными вспышками особо подчёркивается тёмно-изумрудными, густо-лиловыми и синими тонами, прозрачно напоминающими об уральском малахите, лазурите, чароите.
Характерно отношение невьянских иконников к природе. Они ценят её на вес золота, в каждой детали улавливая совершенство божественного творения, чем не устают восхищаться. Эти тихие мелководные речушки, уходящие в глубину иконы, как бы припорошенные первым снегом, редкие сосны и ели, выросшие на камнях, формируют «пространство обитания» персонажей икон, «одиночество» которых в природном ландшафте восполняется спокойно пьющими «тихую воду» лошадьми, коровами и даже драконом.
Особенно трогают душу скромные северные ягодки: черника, клюква, морошка и всякие мелкие цветочки, из которых мастера «сплетают» роскошные живописные рамы, обрамляющие фигуры прославленных святых, как например, на иконе Великомученицы Екатерины. Так невьянские мастера претворяют незатейливые, но родные им мотивы в подлинную драгоценность.
Признание единоверчества с воцарением Александра I, подъём промышленности и появление состоятельных заказчиков вводит иконы невьянских мастеров в новые и богатые интерьеры. Это в известной степени ущербляет внутреннюю наполненность и строгость сакральных образов, но на почве крепкой традиции не разрушает их органичности. С этого времени ведут своё начало и династии невьянских иконописцев.
Что касается новаций в декоре, то в интерьерах невьянских икон XIX века можно увидеть роскошные золочёные детали из мира барокко и классицизма, что большая редкость для творчества староверов. Однако и из них народные мастера извлекают «живой корень», переводя их сложные формы в красно-зелёные фантазии из цветов и пучков ветвей. Разбросанные по полям икон они формируют не упрощенные копии «пришлых» мотивов, а обновлённый живописный декор в духе эпохи.
В целом невьянскую икону XIX века выгодно отделяет от Поморья и Палеха живая импульсивная линия, неожиданная смелость колорита, живописная трактовка пейзажных фонов и редкая декоративная изобретательность.
Среди излюбленных сюжетов невьянских живописцев: Покров Богоматери, Всех скорбящих радость, Богородица Казанская, Образы Николы Чудотвореца и Спасителя, также Архангела Михаила – Грозных Сил Воеводы. В иконах XVIII–XIX веков огненноликие Архангелы на крылатых красных конях, повергающие сатану в бездну в последней битве Добра и зла преобразуют в своей эмоциональной и цветовой активности эсхатологический сюжет, связанный с ожиданием конца мира, в радостное ожидание Победы над антихристом.
Эти интонации радости возможно суть всего художественного явления называемого «Невьянской школой».

А. В. Рындина.






версия для печати