Выставка «Соцреализм: Инвентаризация архива». Искусство 1930-х — 1940-х годов из собрания ГМВЦ «РОСИЗО» в ММСИ

 

Московский музей современного искусства


Дата проведения: 17 декабря 2009 — 17 января 2010
Адрес: Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, 10) 

Куратор выставки — Зельфира Трегулова

Выставка «Соцреализм: Инвентаризация архива» приурочена к 50-летию Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и 10-летию Московского музея современного искусства. Проект впервые представляет в Москве уникальное собрание произведений советского искусства 1930-х — 1940-х годов, хранящееся сегодня в фондах «РОСИЗО».

История этой коллекции начинается в 1937-1939 годах, в период подготовки масштабной выставки «Индустрия социализма». Огромный пласт живописи, графики и скульптуры, выполненный для этой несостоявшейся экспозиции, оседает в фондах созданной в 1940 году Дирекции художественных выставок и панорам. В 1951 году при Загорском музее-заповеднике создается Специальный архив художественных произведений, и туда в срочном порядке передается около 1500 единиц хранения из фондов Дирекции. В 1958 году в этот архив, преобразованный в Специальное централизованное хранилище художественных произведений, поступает следующая порция искусства— портреты уже почивших или впавших в немилость прежних советских лидеров, в первую очередь Сталина.

Уникальное собрание Специального архива наглядно показывает, насколько идеологизированным был подход властей к искусству и художественной продукции, даже в годы оттепели. На первый взгляд, трудно понять, что можно было в 1960-е годы найти крамольного в полотнах Б.Цветкова «Гидроавиация» (1933) или «Доставка плотов» (1937), воспевавших советскую утопию— «все выше и выше, и выше!». Тем не менее, Специальный архив, активно снабжавший в период хрущевской оттепели и брежневской стагнации многие музеи страны, придерживал эти и многие другие произведения в силу их«сомнительного происхождения», то есть заказа сталинского режима. Впрочем, иногда создается впечатление, что такие полотна, как «Пограничники вБатуми» (1932) В.Люшина или «Наступление танков» (1933) Е.Зерновой, созданные к выставке «15 лет РККА», могли показаться худсоветам 70-х слишком необычными и авангардными. Этим и многим другим обстоятельствам мы обязаны сохранением в архиве, переданном вначале 1990-х годов введение ГМВЦ «РОСИЗО», большого блока произведений, позволяющего оценить своеобразие «советского идеализма» первых сталинских десятилетий и перипетии «борьбы за знамя» (формулировки Екатерины Деготь).

Искусство этого переходного периода (1920-е — 1930-е годы) неслучайно продолжает привлекать к себе внимание кураторов и зрителей. Свидетельство тому— целый ряд успешных выставочных проектов, осуществленных за последние годы в Европе и России: «Коммунизм: фабрика мечты» (2003, Франкфурт), «Советский идеализм» (2005, Льеж), «Красноармейская студия» и«Борьба за знамя» (2008, Москва). Во всех этих выставках участвовали работы из фондов «РОСИЗО». Это, с одной стороны, прекрасный материал для разговора о«дискурсе», с другой— крайне интересный художественный феномен, демонстрирующий, как во множестве случаев живописное мастерство пробивается сквозь жесткие рамки идеологически регламентированной задачи и находит выход в эстетической неординарности предложенного решения.

Самым противоречивым материалом— в контексте сегодняшнего восприятия— являются полотна, поступившие в архив в 1950-е годы после развенчания культа личности Сталина. На многие годы башня в Загорске стала местом, где лежали снятые с подрамников монументальные портреты вождя, исполненные главными официальными живописцами сталинской эпохи— А. Герасимовым, В.Сварогом, Б. Ефановым. Весь этот живописный массив работал на прославление личности лидера шестой части земного шара, заново творя мифологизированную историю страны и легенду о высшей власти, воплощенной водном человеке. Созданные соцреализмом мифологизированные формулы представления власти, опиравшиеся на опыт мирового искусства, но воспроизводившие его гипертрофированно, отрабатывались не только на картинах с изображением Вождя народов— отблески этой методики видны и в портретах соратников Сталина— В. Молотова, К.Ворошилова и других. Нельзя не отдать должного совершенству разработанных соцреализмом методов сильнейшего воздействия на психологию потенциального потребителя подобных произведений— художники не чурались самых неожиданных и рискованных, но льстящих власти приемов.

Сегодня эти работы отреставрированы, натянуты на подрамники, вошли в искусствоведческий обиход и активно показываются на выставках, задача которых— не ностальгирование по ушедшему в прошлое режиму, а анализ сложной художественной ситуации тех лет и изобразительных приемов, выработанных официальным искусством. Поэтому широкий диапазон работ, выбранных для проекта «Соцреализм: Инвентаризация архива», включает и переходную эстетику «советского идеализма», и массовое внедрение жестко контролируемых официальной доктриной методов, и стопроцентно отработанные мэтрами соцреализма формулы.






версия для печати