«Тайный сад ». Выставка произведений Ирины Лотовой и Риммы Лотовой в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 26.01.2010 - 10.03.2010.


«Вначале Всемогущий Бог посадил сад. И это самое чистое  человеческое удовольствие, самое большое подкрепление духа людей, без которого они только грубые творения.
И когда наступят времена вежливости и элегантности и люди научатся с величием строить и с тонкостью заниматься садоводством, они увидят, что садоводство – величайшее из искусств»
Фрэнсис Бэкон О садах, 1625 г.

Природа творчества проникает во все структуры нашей жизни, и незаметно для нас или вполне осознанно руководит нашими поступками. Бывают уникальные случаи, когда люди саму жизнь превращают в постоянный творческий процесс, в искусство, ничего не придумывая, не стремясь играть ту или иную роль. Они просто искренни и делятся своими впечатлениями, чувствами, переживаниями с окружающими. Именно так можно охарактеризовать творчество двух художников Риммы и Ирины Лотовых, двух сильных женщин стремящихся не изменять своим убеждениям и не бояться быть искренними в своих творческих посланиях.

Наблюдая за поисками современных художников, приходишь к мысли, что сегодня перестал быть актуальным ряд понятий, с которыми мы привыкли отождествлять искусство: гармония, красота, покой, свет, добро. Все глубже уходя в бездну страстей, раскрытых с анатомической достоверностью, многие художники своим творчеством стремятся поддержать знаменитое утверждение одного из обаятельных героев советской кинокомедии «Антон Иванович сердится», сыгранного Сергеем Мартинсоном, о том что: «Музыку надо не сочинять, а изобретать».

Ирина Лотова предпочитает живопись сочинять. «Тайный сад» - не просто интригующее название, оно становится своего рода символом всего творчества Лотовой. Сама художница в качестве эпиграфа к произведениям склонна выбирать одно из названий ее полотен «Другая реальность». В этом, пожалуй, и есть основа той концепции, которую она раскрывает в своих работах. Модель идеального мироздания по Лотовой – это сад, райский уголок, где природа предстает во всей своей красоте, где расцветают необыкновенные цветы, где в полифонии красок, многочисленных нюансов и оттенков, буквально ощущаешь аромат цветов и трав. Сад, который населяют дивные звери и птицы. В своих фантазиях мастер отсылает зрителя к реконструкции райского сада, Эдема, некоего прообраза начала земной жизни. В ее мире красота торжествует над обыденностью, а человек не противопоставляется и не растворяется в природе, они – единое целое. Особым даром колориста художник легко и виртуозно доказывает это утверждение и зритель с упоением верит, что рай на земле может существовать – когда в душе есть покой и умение созерцать. Правда, при одном условии, когда это созерцание – не праздное времяпрепровождение, а напряженная работа мысли, большой труд. Сад в своей основе - проявление творчества и фантазии, это своеобразный театр, созданный рукой мастера, «режиссера», который подбирает труппу, выбирает сценарий, приглашает художника. В своем «саду» Лотова действует также, причем «садом» мы можем назвать и творческое пространство художника, где рождаются живописные и графические произведения, и природное пространство, созданное той же рукой мастера.

Возможно, было бы назвать творческие искания Ирины Лотовой традиционным бегством от реальности, если бы ее работы не были так близки самой реальности, жизни обыденной, в которой мы существуем, не замечая того, что находится вокруг нас. Тайна сада предстает в конкретных фактах биографии художницы, объясняя нам, что все «ирреальные» композиции она создает на своей даче под Переславлем, а те самые райские цветы – плод ее собственного кропотливого труда, который Лотова – опытный садовод прилагает, чтобы взрастить этот поражающий воображение на ее полотнах сад. В нем есть и диковинные цветы, и совсем скромные растения, однако все они в любящих руках «садовника-живописца» Лотовой словно преображаются, блистая новыми гранями своей красоты. Тварный мир во всем его многообразии – это тоже тема художницы, снова сочиненная, но не придуманная. Одно из ее любимых мест – это зоопарк, в котором она находит покой и эстетическое наслаждение. В живописи природное чувство прекрасного позволяет Ирине Лотовой по особому взглянуть на предметы, которые вроде бы давно и многократно на протяжении веков были осмысленны великими мастерами. Но от этого цветы не становятся менее прекрасными. На таком видении настаивает Лотова. Ее принцип – брать уроки мастерства у великих мэтров прошлых эпох.

Художественные искания Ирины Лотовой «впитали» идеи, концептуальные схемы различных творческих направлений, которые волновали художников прошлых эпох. В своих работах она обозначила интерес к разным областям формотворчества, явившим в искусстве теперь уже прошлого века ХХ целый сплав стилевых и пластических вариаций. Здесь важно отметить еще одну черту, которая продиктована историей семьи. Дедушка – ученик знаменитого Петра Уткина и бабушка, саратовские художники не только передали дочери и внучке особую эстетику русского символизма, но и ту уникальную живописную культуру, которая вошла в историю как объединение «Голубая Роза». Ирине Лотовой по своему близки Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, эстетика импрессионизма и пост-импрессионизма, практически физически ощущается присутствие Пьера Боннара, Анри Матисса. Лотова уверена, что именно искусство прошлого далеко не исчерпало себя и способно дать импульс к рождению нового, главное стремление к познанию. «Искусство садоводства никогда не бывает статическим, это постоянное движение, связь между природой и искусством» - отмечает в своей книге «Воспитание садовника» Рассел Пейдж. Природный театр Ирины Лотовой – это синтез живого и неживого, природной поэтики и фантазии человека. Театр для Ирины Лотовой имеет особый смысл, понимаемый как энергия, сила, которой покоряется обыденность, которая выбирает самые сочные краски жизни для своего повествования. Художница в театре стремится найти нечто увлекательное, например, диковинные предметы, костюмы, она вообще любит «странные, чудные вещи». Именно потому, что они дают возможность отвлечься от привычной точки зрения, скучающего взгляда, и помогают «увидеть». Для Лотовой «Увидеть», и есть формула поиска, способность выйти за грани привычного и выразить это ощущение.
Тема сада – как форма общения человека с природой, особе творческое пространство династии художников Лотовых. В нем легко и уютно вместе со своими персонажами ощущает себя Римма Лотова. Многие годы, работая и в живописи, и в керамике, и в монументальной, садово-парковой скульптуре, художница по-своему строила диалог природы и искусства. Позже, вместе с дочерью Ириной они очаровываются свободой и выразительностью, которые дарит им природа Переславле, тишина и покой летней дачи. Римма как бы возвратилась в те места, которые так вдохновляли ее раньше, во времена работы в творческих группах. Она снова начинает работать в керамике, стремясь уйти в природу не только в мыслях, но и в материале.

Произведения Риммы Лотовой отличает особая теплота, в них мы угадываем ностальгические аккорды, некие ретроспективные мечтания, которые ведут художницу из современности в прошлое, восхищаясь томными барышнями, румяными крестьянками и в первую очередь природой, которая остается главной темой и для Риммы Лотовой. Особое взаимоотношение с цветом у Лотовых в крови – керамика художницы открывает нам тонкого колориста, предлагая зрителю то удивительный бирюзово-голубой, то сложный зеленый или теплый розовый. В ее керамических пасторалях соседствуют и черты примитива, и народного искусства, в котором главная черта, которая вдохновляет мастера, это доброта и искренность. В этом поэтическом мире тоже заложена идея поиска райского сада – места и времени, где душа ощущает покой и гармонию.

Настоящая экспозиция тоже превратилась в своеобразный сад, где стены открывают просторы живописной природы Ирины Лотовой, а залы населяют скульптурные обитатели Риммы Лотовой, образуя художественно осмысленное пространство поэтической природы. Так, вслед за великим английским поэтом Джоном Милтоном, отважившимся в 1667 году устремиться на поиски «Потерянного рая» художники XXI века ищут свою дорогу, чтобы возвратиться в Эдем, райский сад, который возможно растет в душе каждого человека.

Татьяна Кочемасова
Кандидат искусствоведения









версия для печати