Livre D’artiste / Книга Художника. Выставка в рамках программы «Мировые шедевры книги художника» в ММСИ

 

Московский музей современного искусства


Дата проведения: 16 февраля — 21 марта 2010. 
Адрес: Московский музей современного искусства (г. Москва, Тверской бульвар, 9)

Московский музей современного искусства открывает первую выставку программы «Мировые шедевры книги художника». Классические образцы книги художника, livre d’artiste, практически не представлены даже в крупнейших российских музеях. Между тем, этот синтетический вид искусства оказался одним из звеньев, связывавших визуальное искусство и литературу, художников, издателей и писателей разных стран.

В фокусе экспозиции Московского музея современного искусства – российско-французские литературно-художественные связи. Они прослеживались как в выборе и интерпретации сюжетов, так и в судьбах художников. В экспозицию вошли работы Александра Алексеева, Юрия Купера, Андре Ланского, Ивана Пуни, Леопольда Сюрважа, Марка Шагала, Эдуарда Штейнберга, Осипа Цадкина.

Литературный материал, с которым работали мастера, также заслуживает особого внимания: на выставке представлены визуальные переложения Гийома Аполлинера, поэзия и проза Клода Авелина, Луи Арагона, Иосифа Бродского, Гео Шарля, Жана Кокто, Пьера Лекюра, Андре Мальро, Бориса Пастернака, Жоржа Помпиду, Жака Превера, Эльзы Триоле, Леона-Поля Фарга.

Уникальный феномен книги художника возник во Франции на рубеже XIX и XX веков. Классическая книга художника включает в себя, наряду с художественным произведением, оригинальную печатную графику: литографии, ксилографии, офорты. Каждый экземпляр книги, как правило, подписан автором, художником или издателем. Работы художника, входящие в книгу, обладают самостоятельной ценностью. Не случайно графические шедевры из книг Родена и Майоля, Матисса и Шагала, Пикассо и Миро, Дали и Фини экспонируются на стенах многих музеев мира как отдельные произведения.

В книге художника особым образом соотносятся иллюстрации и текст: с одной стороны, текст играет важную роль (в том числе – как мотивация для художников), с другой – графические листы составляют параллельный текст, свободный от задачи прямого иллюстрирования литературного материала.

Книги художника издаются небольшими тиражами (от 20 до 400 экземпляров) и изготавливаются с применением редких технологий: литья специальной бумаги для каждого издания, уникального способа печати текстового материала (высокая печать, литография) и других средств, повышающих уникальную выразительность и специфику livre d’artiste.

В России феномен зарубежной книги художника практически не известен – в первую очередь, вследствие того, что даже в крупнейших музеях хранятся лишь единичные экземпляры, представляющие мировое наследие в этом виде искусства. Кроме того, многие русские авторы, занимавшиеся книгой художника, делали это в Европе, преимущественно во Франции. Среди них
и художники первой трети XX века (Шагал, Гончарова, Алексеев), и мастера постперестроечной эпохи (Брускин, Купер, Штейнберг).

В 2010 году, который посвящен русско-французским и французско-русским связям, организация этой выставки как нельзя более уместна. С одной стороны, она впервые открывает российскому зрителю мир livre d’artiste, с другой – представляет известных мастеров русского происхождения как участников французской и международной художественной сцены.

В ближайшее время Московский музей современного искусства планирует представить еще две экспозиции в рамках программы: «Livre d’artiste Picasso» и «Амбруаз Воллар – великий издатель великих произведений» Кураторы: Георгий Никич, Борис Фридман










версия для печати