Если бы я только знал!.. Практическое пособие по современному искусству

 

Московский музей современного искусства





Новая экспозиция «Еслибы ятолько знал!..» задумана как интерактивный проект для широкой аудитории, призванный рассказать зрителям оновых формах иактуальных тенденциях всовременном искусстве. Вданном случае термин «современное искусство» понимается широко, нопрежде всего взначении contemporary art— тоесть как искусство, которое создаётся «здесь исейчас», буквально нанаших глазах. Основу экспозиции составляют произведения изколлекции Московского музея современного искусства, новместе стем будут привлечены работы издругих собраний. Большинство работ— это самые свежие образцы последних лет; некоторые ключевые понятия также проиллюстрированы экспонатами второй половиныXX века изфондов музея.


Среди экспонатов— работы группы «Escape», Никиты Алексеева, Владислава Ефимова иАристарха Чернышёва, Анны Жёлудь, Константина Звездочётова, Ирины Кориной, Олега Кулика, Влада Кулькова, Оксаны Мась, Анатолия Осмоловского, Дмитрия Александровича Пригова, группы «Синие носы», Виктора Скерсиса, Ивана Чуйкова, Сергея Шеховцова идругих авторов.
***
Мир современного искусства досих пор остаётся непонятным, вызывая недоумение уширокого круга зрителей. Язык, накотором говорят современные художники, менялся напротяжении всего XXвека, нороссийская аудитория неимела возможности наблюдать заего эволюцией. Поэтому пришла пора начать всё сначала! «Что такое Чёрный квадрат?», «Малевич неумеет рисовать?», «Так может ипятилетний ребенок— почему это висит вмузее?», «Зачем этот художник кривляется?», «Старые коробки есть иуменя, разве это произведение?», «Новедь это просто эпатаж?..» Такие вопросы возникают каждый раз, когда зритель впервые приходит вмузей современного искусства. Чтобы ответить наних иразрушить башню изслоновой кости, Московский музей современного искусства организует проект «Еслибы ятолько знал!..», который позволит зрителю нетолько теоретически, ноипрактически изучить язык современного искусства.


Часто музейное пространство оставляет зрителя наедине спроизведениями, никак непомогая осваивать представленный материал. Поэтому задача проекта заключается нетолько втом, чтобы доступно разъяснить теили иные вопросы, ноивтом, чтобы создать условия для практического закрепления знаний, только что полученных посетителями. Укаждого зала есть комната-дублёр— своего рода мастерская, где зритель может представить себя современным художником, познакомиться сматериалами, распространёнными вискусстве сейчас, почувствовать пластические возможности этих материалов.


Каждый зал посвящён той или иной группе понятий, проблеме или форме всовременном искусстве. Аначинается всё с«Чёрного квадрата», который досих пор остаётся камнем преткновения нетолько для широкой аудитории, нодаже для профессионалов. Вэтом проекте онрассматривается как произведение символическое ичрезвычайно важное, как поворотный момент вискусстве начала XXвека, как источник смыслов ивдохновения для искусства будущего. Зал «Традиция» представляет работы современных художников, предлагающих новый взгляд наклассическое наследие. Раздел «Фотография» посвящён аналоговой фотографии исудьбе этого вида искусства висторической перспективе, ведь вразные времена фотография служила воплощению совершенно разных задач. Здесь представлены видео, описывающие все этапы работы над аналоговым изображением, атакже экспонаты изколлекции музея. Следующая зона даёт представление оновых технологиях вискусстве— здесь ивидео, имедиа-арт, иинтерактивные инсталляции. Авзале-мастерской узрителя будет возможность спомощью новых технологий самому стать создателем синтетического произведения. Далее— территория перформанса, где посетители сначала осваивают непривычныеи, казалосьбы, похожие термины (перформанс, акция, хэппенинг), апотом пробуют себя вроли художников-перформансистов. Следующий зал отдан пространственным объектам: здесь можно увидеть разницу между ассамбляжами, объектами иинсталляциями, ипочувствовать ихспецифику, попытавшись сконструировать что-то своё изразнообразных предметов. Наконец, последний зал позволит зрителю почувствовать себя знатоком современного искусства: взойдя накафедру инажимая кнопки напульте, онсможет услышать оновых тенденциях вискусстве напримере размещённых взале работ, азаодно— выступить вроли лектора.


Проект ориентирован нетолько навзрослых, ноинасамых маленьких зрителей. Взалах есть специально написанные для детей пояснительные тексты, ав«мастерских»— материалы, изкоторых юным посетителям будет интересно иудобно создавать свои композиции. Интерактивность проекта даёт возможность зрителю любого возраста иуровня подготовки получить разносторонний опыт взаимодействия спроизведениями, преодолеть непонимание истрах перед неизвестным, принципиально «иным» искусством.





версия для печати