Выставка произведений Олега Арадушкина «Россия – Франция – Россия» в РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 1 ноября -13 ноября 2011 года.
Место проведения: Выставочные залы РАХ (Москва, Пречистенка 21)

В Российской академии художеств состоится открытие выставки произведений заслуженного художника РСФСР, члена-корреспондента Российской академии художеств Олега Арадушкина «Россия – Франция – Россия … » живопись, графика.
Выставка произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Олега Арадушкина «Россия – Франция – Россия…» приурочена к 60-летию со дня рождения мастера. В экспозицию вошло около 200 живописных и графических произведений, значительная часть которых выполнена в последние годы.
Олег Арадушкин известен в нашей стране и за рубежом как интересный и самобытный художник, работающий в области станковой живописи и графики. Он родился в 1951 году в г. Подольске Московской области. Окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года и в 1976 году – Всесоюзный государственный институт кинематографии. Принимал участие в создании ряда художественных фильмов в качестве художника-постановщика. В 1977г. был принят в Союз художников. Его работы находятся во многих музеях, галереях и частных коллекциях в России и за рубежом.
В своем творчестве О.Арадушкин отдает предпочтение жанру пейзажа. Любовь художника к русской провинции, где ярче всего проявляются особенности национального характера, нашла отражение в целом ряде произведений: «Весна на Трубеже», «Данилов монастырь. Перед грозой», «На Пахре», «Белое море», «Спасо-Преображенский монастырь», «Вечер на Каме» и др. Он пишет природу средней полосы России и русского Севера, архитектуру старинных городов и памятников древнерусской культуры. Через тонкие нюансы цвета, сложные световоздушные отношения художник передает изменчивое состояние природы в разное время года и суток. В его картинах конкретный пейзажный мотив, будь то мотив цветущего сада или весеннего половодья, опавших листьев или заснеженных деревенских изб, выражает чувства и настроения самого художника. Глубоко личным отношением автора отмечены искренние, полные лиризма и гармонии, тонкие по колориту работы, посвященные его «малой родине» - Подмосковью («На даче», «Торговые ряды. Старый Подольск», «Сирень»), где авторская эмоция и жизнь природы живут в органическом единстве. В выразительных, пронизанных солнечными бликами пейзажах-натюрмортах О.Арадушкин передает красочное многоцветье окружающего мира. Художник подчеркивает пластику формы, умеет обобщить ее, заставить предметы «заиграть» новыми гранями. Свет, льющийся из распахнутых в сад окон, преображает самые обыкновенные, будничные, хорошо знакомые вещи, делает их фантастически красивыми, наполняя наш тревожный мир радостью бытия. Среди излюбленных мотивов – спелые яблоки – щедрые дары осени. Следуя лучшим традициям русской пейзажной живописи, художник умеет даже в самом простом мотиве увидеть и передать подлинную красоту родной земли, создать одухотворенный образ русской природы.
О.Арадушкин любит работать сериями, одновременно над несколькими холстами. Для каждой серии он находит свое стилистическое решение и свой эмоциональный строй. В экспозиции рядом с камерными работами предстают полотна монументального звучания, отмеченные обобщенностью пластических решений, драматической напряженностью образов. В них художник намеренно выбирает крупный план, тщательно продумывает композицию, освещение, детали. Арадушкин признается: «Даже когда я работаю с натуры, я мыслю ассоциациями». Наверное, это относится прежде всего к картинам, посвященным суровой природе русского Севера, и циклу «Соловецкие острова». Ему было 17 лет, когда он впервые оказался там, увидел монастырь, который стал для художника центром духовного притяжения. Монастырские стены были свидетелями многих трагических событий российской истории. «У всех людей есть своя Земля обетованная, с которой они мистическим, загадочным образом связаны всю жизнь. Для меня такой землей являются Соловецкие острова», - говорит художник. Темперная техника, в которой выполнены эти произведения, напоминает о несохранившихся древних фресках. В работах Арадушкина поражают своей жестокой реальностью Храм без купола и креста, превращенный в тюрьму, заброшенная церковь в Варзуге, остовы кораблей на берегу и причалы без кораблей. Эти картины-размышления отражают душевный мир автора, круг его раздумий, раскрывают взгляд художника на исторический путь России.
Стремление расширить свой собственный изобразительный язык, обогатить его новыми красками, поиск новых живописно-пластических решений отличают работы О.Арадушкина, посвященные Франции.
Франция всегда была страной, притягательной для многих поколений российских художников. В 1975 году, еще будучи студентом, О.Арадушкин участвовал в работе над фильмом по роману Стендаля «Красное и черное» (реж. С.А.Герасимов), выполнив под руководством П.И.Пашкевича, своего мастера во ВГИКе, серию эскизов, по которым были построены декорации Парижа ХIХ века. Тогда с Францией он знакомился заочно, по книгам и фильмам.
И лишь спустя много лет художнику довелось несколько месяцев жить и работать в Париже, писать с натуры набережную Сены, узкие улочки старого города, Сите, Монмартр, и повседневную, будничную жизнь парижан. Из окон его мастерской открывался вид на старый квартал Сен-Жермен. Парижские пейзажи О.Арадушкина поэтичны, проникнуты тонким настроением и особой атмосферой осени, когда предметы словно растворяются в серовато-серебристой дымке ненастного дня. Художник ищет неожиданные ракурсы восприятия, неожиданную точку зрения, чтобы передать неповторимость и своеобразие городской архитектуры, набережных, мостов, памятников архитектуры. Ему интересно всё: крыши и мансарды домов, дождь на улице Риволи, Сена с видом на Нотр-Дам, фонари Монмартра, огни ночного Парижа.
В парижской серии О.Арадушкина цветовая гамма сложно разработанная, изысканная, строится на полутонах, нюансах световоздушной среды. В выразительных, отмеченных свободной живописной манерой пейзажах Нормандии мы словно ощущаем запах моря, которым пропитан воздух прибрежных городов. Франция стала для художника источником новых ощущений, новых творческих открытий. Управление информации Российской академии художеств.
Управление информации РАХ






версия для печати