Выставка живописи и графики Завена Аршакуни в РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 22 ноября - 11 декабря 2011 года.
Место проведения: Выставочные залы РАХ (Москва, Пречистенка 21)
В Российской академии художеств открылась выставка произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Завена Аршакуни.
С творчеством яркого и самобытного представителя «второго авангарда» знакомит Российская академия художеств. Выставка Завена Аршакуни организована в преддверии 80-летия петербургского художника, который с конца 1960-х выступал как бунтарь против искусства официоза, а ныне входит в число современных отечественных классиков. В Москве будет представлена ретроспектива работ мастера за несколько десятилетий.
Имя известного живописца, графика, сценографа Завена Аршакуни ассоциируется с важной страницей в истории отечественной культуры, а конкретно – ленинградской школы живописи. Художник принадлежит к плеяде мастеров, пришедших в искусство в конце 1950-х годов и активно боровшихся за утверждение новых путей в живописи. Это поколение не желало следовать жестким канонам соцреализма, стремилось к освобождению искусства от литературности и догмата официальных тем, дерзко отстаивало самоценность изобразительного языка.
И личная, и творческая биография Завена Петросовича Аршакуни (род. 1932) тесно связана с Петербургом-Ленинградом. В этом городе он родился, еще до Великой Отечественной войны стал учиться в художественной студии, пережил Ленинградскую блокаду и гибель родителей. Вывезенный в эвакуацию, провел несколько лет у родных в Ереване, но уже в 1946 году вернулся в Ленинград и поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств, а затем в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1961 году Аршакуни окончил институт, однако его дипломную работу — картину «Весна» — госкомиссия не одобрила. С этого момента началось противостояние художника официальной живописи: тем же летом он выставил опальное полотно в Ереване, где прямо с выставки его приобрела Армянская государственная картинная галерея. Защита диплома Аршакуни состоялась год спустя.
С 1962 года, когда З. Аршакуни вступил в Ленинградское отделение СХ России, началась его активная выставочная деятельность. Вскоре наряду с Г.Егошиным, В.Тюленевым и другими «шестидесятниками» он стал участником либеральной «Группы одиннадцати», устремленной к поискам «вещества искусства». В 1972 году групповая выставка этих художников вызвала скандал, поразив Ленинград живописью, свободной от «идеологии» и разрешенных в официальном искусстве средств выразительности.
Именно в 1970-е годы к Завену Аршакуни пришло признание. Тогда же проявилась широта его художнической натуры, сказавшаяся в нежелании замыкаться в рамках узкой специализации. Помимо станковой живописи и графики, где он работает в разных жанрах - пейзаже, портрете, натюрморте - и множестве техник, художник стал известен и как монументалист, сценограф, книжный дизайнер. Аршакуни оформил 9 спектаклей в театрах Санкт-Петербурга, создал иллюстрации к шести поэтическим сборникам, выпущенным издательством «Детская литература». Исполнял эскизы монументальных росписей и витражей, проявил интерес и к декоративно-прикладному искусству: он занимается резьбой по дереву, росписью фарфора.
Мастер сумел создать яркий, неповторимый и запоминающийся мир живописных образов. Художественная вселенная З.Аршакуни строится на «многоцветии» жизненных впечатлений, эмоций и размышлений, переработанных воображением автора в многочисленные полотна. Живопись его – открытая, темпераментная, колористически насыщенная, полная драматизма неожиданных цветовых сочетаний - выделяется на фоне элегантно-сдержанного «петербургского» стиля.
С 1992 З.Аршакуни - член Дягилевского центра искусств С.-Петербурга. В 1995 избран членом Академии современного искусства С.-Петербурга. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом, включая около 30-ти персональных.
Произведения З.Аршакуни входят в собрания более чем 40 российских музеев, включая такие известные госколлекции, как Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Музей истории Санкт-Петербурга, Русский музей, Третьяковская галерея, С.-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина. Немало работ мастера хранится за рубежом, в том числе в Государственной картинной галерее Армении, Государственном художественном музее Грузии, художественных музеях Дрездена и Лейпцига, Музее современного искусства Петера Людвига (Кельн), Стеделийк Музеуме (Амстердам), а также в частных собраниях США, Франции, Германии, Италии, Дании, Китая, Южной Кореи и других стран.
Управление информации РАХ






версия для печати