Выставки памяти Миши Брусиловского в Екатеринбурге.

 

Другие выставочные залы


3 ноября 2016 г. в результате болезни скончался Миша Шаевич Брусиловский (1931 - 2016) - советский и российский художник, живописец, монументалист, график, член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации, почетный член Российской академии художеств, почетный гражданин Свердловской области, лауреат премии им. Г.С. Мосина и премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».
Художник родился в г. Киеве в 1931 г., окончил Киевскую художественную школу им. Т.Г. Шевченко, в 1959 г. - графический факультет Ленинградского института живописи, ваяния и зодчества им И.Е. Репина, затем по распределению приехал в Свердловск, где работал в издательстве, преподавал в художественном училище им. И.Д. Шадра.
В 1964 г. совместно с Г. Мосиным М. Брусиловский написал историческое монументальное полотно «1918», ставшее явлением советской живописи и экспонировавшееся на первой зональной выставке «Урал социалистический», на выставках в Москве, Италии и ГДР. Вторая совместная работа художников - полотно «Красные командиры времён гражданской войны на Урале» (1969 г.).
М. Брусиловский работал в различных жанрах: портрет, большие многофигурные композиции, натюрморты, декоративная живопись. В портретах он старался передать подлинную сущность человека, создать портрет его души. Важен для художника и образ женщины - символ ускользающей красоты, которую он стремится постичь в каждом своём полотне.
Самый значительный цикл произведений создан художником по евангельским мотивам: «Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» - картины, написанные в разные годы, выполнены в одной стилистической манере. При всей эффектной условной декоративности, они пронизаны нервной чувственностью и глубоким драматическим переживанием. Особенность живописного мышления М. Брусиловского - театральность и зрелищность композиций, и даже в самых трагических полотнах его живопись источает энергию жизнелюбия.


11 ноября в малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России: www.shr-ekb.ru открылась выставка М.Ш. Брусиловского из собраний Ирбитского музея изобразительных искусств: https://vk.com/igmii. Живопись и графику художника представил директор музея Валерий Андреевич Карпов. Выставку планировалось открыть как юбилейную, приуроченную к 85-летию, однако сейчас она стала посмертной.
В экспозиции присутствуют знаковые работы М. Брусиловского, в том числе, и впервые вывозимая за пределы музея картина «Несение креста (2012), явившаяся творческим и духовным завещанием художника. Безусловно, является событием демонстрация таких работ, как «Коты» (1999), «Автопортрет» (1951, 1970-71), «Портрет искусствоведа Г. Холодовой» (1977), цветные линогравюры «Красная Шапочка», «Золотой Петушок», «Репка» (1964) и другие уникальные живописные и графические произведения художника.
«Несение креста» - одно из последних живописных полотен мастера, которое стало достаточно вольной композиционной и цветовой интерпретацией более раннего одноименного произведения. Написано оно в 2012 г. в Ирбитском музее изобразительных искусств в качестве подарка музею. Сюжет его вполне конкретен и вместе с тем глубоко символичен, потому что имеет отношение ко всем живущим на бренной земле. В динамичной живописной среде рождаются образы, на протяжении многих лет волновавшие духовную память художника, в священном предстоянии переплетаются земное и небесное начала. Это полотно завершило ряд библейских сюжетов художника, став для него самого своеобразным прологом в Вечность. Брусиловский неоднократно вводит в композиции шаржированный автопортрет, органично присутствуя в вольно интерпретированном им сюжете «Даная» или на полотне «Художник и модель» и являя свое понимание визуального присутствия художника XXI столетия в собственном творчестве.
Каждая из живописных работ Миши Брусиловского из коллекции Ирбитского ГМИИ - свидетельство того, что визуальным и смысловым центром творчества мастера является человек с его помыслами и страстями – от самого автора и уральского искусствоведа Галины Холодовой до Адама и Евы, Иуды и апостола Петра, Богоматери и Христа…
В графической подборке несколько ученических и студенческих работ Брусиловского первой половины 1950-х годов, в том числе два карандашных автопортрета времен обучения в Киевской художественной школе. Также присутствуют рисунки и офорты, выполненные во время учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
Выставка продлится до 30 ноября. Вход свободный.

16 ноября в Екатеринбургском музее изобразительных искусств: http://www.emii.ru открылась выставка «Миша Брусиловский. Живопись», также ранее планировавшаяся как юбилейная, но ставшая посмертной. В экспозиции представлено написанное в соавторстве с Г. Мосиным знаковое полотно «1918-й» (1962), которое находится в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств, а также работы разных лет на библейские и мифологические сюжеты из мастерской художника - «Благовещение», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря», «Поцелуй Иуды», «Пётр и петух», «Каин и Авель», «Суд Соломона», Сусанна и старцы» и др. Также в залах музея можно увидеть представленную широкой публике в 2016 г. картину «Император Николай Второй» (2014), имеющую поистине библейское звучание. Образы царя, вынужденного нести свой крест, и цесаревича, на котором лежит отпечаток невинной жертвенности, отмечены печатью вечности; мертвенно бледные, лишённые плотской природы, они производят впечатление перешедших телесную ограниченность и находящихся в сферах трансцендентного святых. Невероятный драматический накал, столкновение сил добра и зла вселенского масштаба переданы через сложнейшую оркестровку множества голосов, звучащих в разных живописных регистрах.
В рамках выставки «Миша Брусиловский. Живопись» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств пройдут творческие встречи и лекции-экскурсии, которые проведут близкие художнику друзья, искусствоведы и коллекционеры: http://www.emii.ru
Выставка работает до 11 декабря. Вход для всех посетителей в Екатеринбургский музей изобразительных искусств свободный, поскольку он стал участником масштабного культурного проекта, который реализует Сбербанк, подарив в честь своего 175-летия всем желающим бесплатное посещение крупнейших художественных музеев по всей стране.

На основе пресс-релиза





версия для печати