«Сила музыки». Выставка произведений Михаила Верхоланцева в Вологде

 

Другие выставочные залы


Выставка открыта: 11.03.2022 – 10.04 .2022
Место проведения: Вологодская областная картинная галерея, Музейно-творческий центр народного художника России В.Н. Корбакова (ул. Октябрьская, 13)

Вологодская областная картинная галерея представляет юбилейную выставку произведений живописи и графики заслуженного художника России, академика Российской академии художеств Михаила Верхоланцева «Сила музыки», посвященную 85 - летию мастера.

«Михаил Михайлович Верхоланцев − художник большого таланта и невероятной трудоспособности. Блистательный гравер и рисовальщик, изысканный иллюстратор и дизайнер, живописец, один из тех мастеров, чье творчество наполнено не только глубоким содержанием, но и особой вневременной аурой. Искусство Михаила Верхоланцева тесно связано с образным миром античной мифологии, библейских притч, вдохновлено духом и стилистикой европейского маньеризма», - так характеризует художника автор международной ассоциации «Русская культура» Владимир Дианов.

Михаил Верхоланцев родился в Москве в 1937 году в семье художников, окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) как проектировщик мебели. В начале творческого пути Михаил Верхоланцев увлекался гравюрой на дереве. Рисунок, решительный, острый, который доминирует в гравюрах, сохраняется и в живописи. Выставка «Сила музыки» необычна тем, что, что почти все живописные работы созданы на основе уже ранее награвированных на дереве композиций. Эти полотна не имеют чёткого станкового жанра: нет натюрмортов, пейзажи и портреты редки - это фантастические композиции, это колоссальные расшифровки его миниатюрных гравюр. Они очень декоративны и напоминают картоны для гобеленов. Они шумят и в то же время спокойны, пожалуй, они перегружены энергией, будто эта сжатая в плотной маленькой доске энергия вдруг вырвалась на свободу и разбушевалась в новом масштабе. Колорит живописных полотен своеобразен. Цвет работает на декоративную организацию плоскости. Следуя традициям византийской плоскостной живописи, художник боится иллюзорного прорыва в трехмерное пространство, а если такой прорыв случается, то он всегда укрощен линейным орнаментированием изобразительной плоскости. Его странные герои живут в среде, сотканной из растений, архитектурный пейзажей и бескрайнего неба. Его преследуют несколько тем, так или иначе связанных с музыкой, все они содержат для него тайный символический смысл. И в то же время эти темы нарочито, вызывающе традиционны. Это следование традициям и создает метафизический магнетизм живописных полотен художника. В живописных полотнах Михаил Верхоланцев вновь и вновь возвращается к образам своих гравюр: это Феб и Пан, Орфей и Эвридика, Гиппомен и Аталанта, Давид и Саул. Сквозная «псалмопевческая» тема пронизывает живопись. «Тема Феба и Пана волнует меня, и я готов разрабатывать её всю жизнь. Состязание Феба и Пана символизирует вечный антагонизм попкультуры и академизма. По существу это тема всей жизни любого человека: аристократизм и вульгарность, застенчивость и снобизм, прорицание и невежество, богатство и убогость есть противоборствующие элементы характера любой личности». Несмотря на сказанное, сюжет, литературная фабула для художника всего лишь предлог для решения внутренних, заветных, чисто пластических задач. Изощренная пластика и удивительная музыкальность – таково впечатление от живописных работ Михаила Верхоланцева.

Пресс-релиз музея
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств






версия для печати