Выставка «Соло с красной пилой» Олега Леонова в Казани

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 14 марта – 9 апреля 2023
Место экспонирования: Галерея современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань, ул. Карла Маркса, 57)
В Казани прошла персональная выставка живописи заслуженного художника России, академика Российской академии художеств Олега Леонова, которая состоялась при поддержке Творческого союза художников России и Поволжского отделения Российской академии художеств. Проект «Соло с Красной пилой» представляет ретроспективу творческих поисков и методов мастера, его взгляд на предназначение человека в этом мире в контексте современного реалистического искусства. Выставку можно назвать творческим отчетом художника перед земляками, казанскими зрителями. Являясь художником-философом, Олег Леонов дает свои зрителям возможность оглянуться назад, предлагая вместе с ним пережить важные моменты его жизни и творчества. Большинство работ, представленных в Галерее современного искусства ГМИИ РТ, на генетическом уровне связаны с малой родиной автора. «Выставка берет на себя некую ответственность остановить взгляд зрителя, сделать паузу в этом суетном мире и посмотреть на себя со стороны. Как всегда, с этим может кто-то не согласиться, у кого-то взгляды будут совпадать, а кто-то может остаться вообще равнодушным. Задача художественного произведения – дать возможность зрителю научиться останавливать мгновение на пути к совершенству» - говорит художник.
Виктор Калашников, кандидат искусствоведения, о творчестве мастера: «Творчество Олега Леонова является своеобразным и закономерным явлением современной русской художественной культуры. Он предлагает зрителю сложную игру смыслов и форм, которая требует и общей культуры, и фантазии в интерпретации образов. Вместе с тем, такая игра возможна лишь при абсолютном владении технической стороной исполнения. Дело в том, что один из важнейших способов вызвать реакцию зрителя - умение придать изображению наибольшую достоверность, убедительность. Безусловное мастерство позволяет художнику удержаться в рамках серьёзного разговора при всей ироничности и гротеске его работ. И метафора не становится самодовлеющим компонентом картин Олега, в силу особой пластической насыщенности каждого образа. Творчество художника даёт убедительный пример определённой закономерности, порой упускаемой из внимания при анализе и оценке феноменов искусства: есть некий уровень совершенства формы, обеспечивающий художественность произведению. Так, сделанность каждой подробности, дополненная изяществом живописной маэстрии, не скрывающей фактуру мазка, в "Соло с красной пилой " не тормозит восприятие на уровне простейших словесных интерпретаций, но способствует выстраиванию сложных ассоциативных цепочек. Впрочем, и слово для Леонова значит очень много. Как и великие предшественники XIX века, наш современник со всем вниманием относится к названию своих работ. Герой его "Счетовода " - единственное не просто живое, но яростно заявляющее свою живость существо посреди опустыненной равнины, годной лишь плодить дурную бесконечность. Ему и выпадает как анти-Адаму давать имена мёртвому и пересчитывать умершее, пытаясь придать вещам рукодельным, но уже давно никому ненужным признаки жизненности, становясь тем самым садоводом безжизненного. Метафоричность языка и увлекающая подготовленного зрителя сложность живописной структуры полотен Олега Леонова не становятся абстрактными конструктами "чистого искусства", но обретают жизнь актуального художественного высказывания. Полотно "Империя " - очень значимая в год столетия революций контрпозиция устойчивости и падения, огня и холода, за которой просматривается широчайший спектр реакций. И не столько на события вековой давности, сколько на возможные перспективы нынешнего российского общества. Самоё пространство картин Леонова многозначно, метафизическая ясность соединяется в его природе с пластической подвижностью, всякий раз оставляя зрителю возможность манёвра в интерпретации образа от общих понятий до конкретных переживаний».

Олег Александрович Леонов родился в 1959 году в Татарстане. Выпускник Казанского художественного училища имени Н.И.Фешина (1980). Окончил МГАХИ им. В.И.Сурикова (1990, мастерская И.С.Глазунова). С 1988 года - участник всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставок. Член Творческого союза художников, член Московского союза художников. Является руководителем Студии художников имени В.В.Верещагина МВД России. Лауреат Государственной премии МВД России, лауреат премии имени И.Е.Репина в номинации «современное изобразительное искусство» («Красные ворота/ Против течения», 2022). Произведения художника находятся в собраниях ведущих музеев России. Олег Леонов провел более тридцати персональных выставок в музеях Москвы, в различных посольствах, частных и государственных галереях.
В 2023 году Олегу Леонову руководство ТСХР предложило выступить куратором молодежной творческой мастерской в проекте «АРТ-Мастерская ХХI», тема «Ноев ковчег». Работа участников АРТ-мастерской будет представлена в Москве, Казани, Саратове и Тольятти в соответствии с графиком передвижной выставки.
Фоторепортаж: Максим Койков, Эмма Майсурян, Валерий Колегов.
Поволжское отделение Российской академии художеств






версия для печати