Новая сценографическая работа академика РАХ В.А.Арефьева к постановке «Иван Васильевич» М.А. Булгакова в Театре сатиры

 

20 и 30 сентября 2023 года в Московском академическом театре сатиры состоялись премьерные показы спектакля «Иван Васильевич» по пьесе М.А. Булгакова, сценографом которого стал академик Российской академии художеств Владимир Анатольевич Арефьев.
Пьеса М.Булгакова «Иван Васильевич», написанная почти 90 лет тому назад специально для Театра Сатиры, выходит на сцену впервые. Тогда ее постановка так и не осуществилась. Сюжет пьесы хорошо известен публике по кинофильму Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Правда в фильме время действия перенесено из булгаковских тридцатых годов в семидесятые, а также сделаны некоторые ремарки и добавления. Сюжетный мистический переход от современности в средневековый шестнадцатый век и обратно, достаточно легко осуществляемый средствами кино, в театре представлял довольно сложную задачу для постановщиков (режиссер С.И.Газаров), но особенно для художника.
В начале действия часть сцены занимает комната чиновника Шпака, наполненная не то, чтобы очень красивыми, но «шикарными» вещами из комиссионного магазина. Она соседствует с расположенной с другой стороны комнатой изобретателя Тимофеева, оклеенной по причине вяло текущего ремонта газетами и обставленная несколькими скромнейшими предметами. Решение вроде бы вполне традиционное, хотя стилистически оформлено идеально.
Самым главным, сразу привлекающим к себе внимание объектом, самой важной частью декорации, а затем и самым главным действующим лицом спектакля становится Машина Времени. Сложнейшее композиционно-технологическое решение этой машины – удивительное достижение сценографа. Кроме небольшого пульта управления, над которым все время колдует Тимофеев, этот агрегат содержит огромный шар, обтянутый специальной пленкой, имитирующей стальную поверхность. До начала спектакля в этой сфере отражается зрительный зал со всеми передвижениями приходящих зрителей (будущее время по отношению к действию пьесы). Затем там идет отражение сюжетов, происходящих в тридцатые годы, включая приход домоуправа Ивана Васильевича Бунши, которому предстоит при переносе действия в средневековье «выполнять роль» Ивана Грозного.
Процесс перемены эпох благодаря Машине Времени выглядит мощно и даже естественно. По уникальной художественно-технологической разработке сценографа сфера-шар поднимается под давлением накаченного снизу воздуха и приходит в движение. Сцена вместе с ним крутится, и появляются новые декорации. В результате Бунша и вор, взявший в новой реальности псевдоним Милославский, оказываются в 16-м веке с богатым царским столом, царской свитой, царицей Марфой Васильевной, ее сенными девушками. А царь Иван Грозный попадает в гости к Тимофееву и его жене Зиночке. Дальше сюжет развивается параллельно.
Обратный процесс, происходящий по воле совершившего ошибку изобретателя машины, когда все герои возвращаются на свои законные исторические места, выглядит сценически менее выразительно. Затем и вовсе на сцене происходит неожиданное «братание» героев разных эпох в общем танце. Спектакль полон фарсовых и смешных, прежде всего пластических, находок.
Но сфера Машины Времени придает спектаклю еще и дополнительную философскую и символическую нагрузку. Она воспринимается не только как основная часть изобретения Тимофеева, но и как олицетворение самого понятия Времени в его историческом развитии. Не зря этот шар вобрал в себя отражения разных эпох, включая сегодняшних зрителей. Может быть, когда-то будут возможны невероятные эпохальные перемещения. Время – это особая и не до конца понятая Вселенная. Предполагал ли В.Арефьев такую реакцию зрителей на свое сценографическое открытие?
Заметную роль в спектакле играют выразительные костюмы М.А.Боровской, прекрасно вписывающиеся в общее художественное решение.
Отделение театрально-декорационного искусства РАХ






версия для печати