К 75-летию А.Г. Акритас

 

12 июля 2009 г. исполнилось 75 лет замечательному художнику, графику и живописцу Альбине Георгиевне Акритас.
Альбина Георгиевна Акритас, действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации принадлежит к поколению художников, которые активно вошли в художественную жизнь страны на рубеже 60-х годов - времени серьезных качественных сдвигов в понимании функций образной и содержательной сути искусства.
Сегодня Альбина Акритас - признанный мастер. Ее работы широко известны у нас в стране, неоднократно экспонировались на международных выставках в Европе, США, Японии и других странах. Они находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, в музеях многих городов России.
Круг тем ее графических серий и живописных работ довольно широк, но основное внимание художника привлекает человек, его внутренний мир. Каждый раз Акритас ставит перед собой определенную творческую задачу и решает ее увлеченно и самозабвенно, постоянно утверждая красоту и духовное богатство человека.
А. Акритас родилась в Москве, затем жила и училась в Тбилиси. Там, занимаясь у мастера старой петербургской школы В.И. Шухаева, укрепилась в своем желании стать профессиональным художником. В 1955 г. поступила на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который закончила в 1961 г. Ее учителями были прекрасные художники - Б. Угаров, В. Орешников, А.Мыльников. Занятия у этих крупных мастеров воспитывали вкус, учили самостоятельному творческому мышлению, постижению законов рисунка и композиции. После института Акритас много занималась станковой и монументальной живописью, выполнила ряд мозаичных панно, витражей; одновременно с этим она стала уделять серьезное внимание графике, экспериментируя в различных графических техниках - гравировала на линолеуме, пробовала технику сухой иглы, офорт, литографию.
В 1966 году ею была создана первая серия гравюр на линолеуме по мотивам произведений бельгийского поэта Эмиля Верхарна. Пристрастие к серийности Акритас сохранила на всю жизнь, считая, что эта форма позволяет художнику высказываться с наибольшей полнотой и убедительностью.
В 60-70-е годы ею были созданы циклы на тему «Комсомол в гражданской войне», «Двадцать первый год» в технике цветной гравюры на картоне. Листы различны по композиции, графическим приемам, по настроению, но образный строй их един.
Работа над каждой новой серией помогает Акритас найти новые средства художественной выразительности, ее творчество обретает черты зрелости, графический язык становится все более богатым и нюансированным, образы - более углубленными.
К теме Великой Отечественной войны Акритас возвращалась на разных этапах творческого пути. Этой теме посвящены живописные полотна, эскизы, рисунки.
Несомненной доминантой творчества А. Акритас является монументальный цикл, состоящий из 7 больших панно на тему «История Психеи», выполненный художником для Белого зала Российской академии художеств. Росписи - «Разговор Венеры с Купидоном», «В спальне», «На вершине горы», «Подземное царство», « Купидон, уносящий Психею», «Уснувшая Психея», «Свадьба Психеи и Купидона» - раскрывают одну из романтичных легенд древнего мира. Работа над этой уникальной композицией целиком захватила художника и была выполнена за очень короткое время.
Удивительно точно найденный композиционный строй художественных образов, их пластическое и колористическое решение вернули залу былое величие и явили органичное единство архитектуры и живописи. Архитектоника композиций ее произведений сочетается с изысканностью цветовых и линейных построений, сложностью красочных гармоний.
Можно говорить о взаимовлиянии и соединении двух начал в работах Акритас - живописного и графического. Ей близка гравюра на картоне, позволяющая добиваться в отгисках живописной игры тоновых отношений. В это же время живописные полотна и по замыслу, по композиции и манере обобщения образов сходны с графическими работами.
Живопись, отличающаяся богатой и сложной разработкой цвета, несет основную смысловую и эмоциональную нагрузку в ее произведениях. Живописный язык позволяет передать неоднозначность душевного состояния, внутреннее напряжение, глубину переживаний.
Свет в работах Акритас играет определяющую роль. В портретах, натюрмортах, пейзажах свет всегда предметен. Он выхватывает из темноты небытия лишь самое существенное, значимое, задающее ритмический строй полотна, будь то абрис лица или части фигуры, край цветочного лепестка или блика на вазе. В тематических сериях свет - это стихия, пронизывающая предметный мир, воздух, дыхание, тайна. Он открывает взору и сознанию иные сферы, миры ритмов, созвучий, интонаций, предчувствий.
Образы произведений Акритас принадлежат одновременно жизненному пространству живописи, поэзии, музыки.
Женские образы являются излюбленной темой в творчестве Акритас. В этих работах, будь то живопись или графика, чувствуется и восхищение, и уважение, и живой интерес к своим моделям. Серии обнаженных -серебристая, оливковая, охристая, бронзовая с вкраплениями лазури и бирюзы сравнима с музыкальными вариациями.Отчетливо прослеживается музыкально-поэтическая основа триптиха «Каменный гость» с его мерными ритмами и напряженным колоритом. В «Пиковой даме» развитию сюжета, нарастанию драматизма произведения вторит цветовая тема серии. Она меняется от серебристо-голубых тонов в первом листе к темным в финале.
Интересными представляются отмеченные психологизмом портреты художников - своего рода попытка проникнуть в глубины и тайны непостижимого творческого процесса.
Особой любовью и теплотой отмечены работы, посвященные Греции, история и природа которой давно стали для художника постоянным источником ее творческого вдохновения.
Нельзя не сказать еще об одной грани талант А. Акритас, она является автором нескольких сборников стихов, один из которых «Калейдоскоп» был посвящен 200-летнему юбилею А.С. Пушкина.
Художник А.Акритас много и увлеченно работает, она профессор МГАХИ им. Сурикова. Эта неукротимая тяга к творчеству как нельзя лучше характеризует ее удивительно цельную и гармоничную, многогранно одаренную натуру.






версия для печати