А.А.Золотов. «Нина Дмитриева, или Новая книга интерпретаций». РИА Новости. 2010

 

В московском издательстве «Прогресс-Традиция» тиражом 1000 экз. только что вышла книга выдающегося русского искусствоведа, лауреата Государственной премии России Нины Александровны Дмитриевой (1917-2003) - «В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет». Редактор-составитель С. Ф. Членова. Отв. Редактор член-корреспондент Российской академии художеств М. А. Бусев. Вступительная статья доктора искусствоведения С. П. Батраковой. Рецензентами книги выступили - член-корреспондент Российской академии наук, Почетный член Российской академии художеств Г. Ю. Стернин и действительный член Российской академии художеств С. В. Голынец. Историю искусства творят художники, но пишут ее, формируют историческое и эстетическое «чувствознание» люди, пишущие об искусстве и по-своему организующие художественное время в пронизывающем нас пространстве. Что же это за люди? Какова высота их ответственности и глубина вины перед искусством, перед Богом и людьми? И как все сообразуется с моральным правом «судить» о созданиях искусства и создателях его? Вопрос изначально не предполагает исчерпывающего ответа. Однако ведомы примеры столь праведного служения истине в искусстве, когда кажется, что через слово критика, искусствоведа, писателя об искусстве (в нашем герое это органически сочеталось) говорит живая художественная история, и говорит чистую правду, не покушаясь на наше право и творческую возможность думать и чувствовать иначе, судить отдельно и по-своему. Нина Александровна Дмитриева – из тех редких историков, теоретиков, критиков, мыслителей и писателей об искусстве, устами которых сердечно и независимо говорит с людьми само искусство, не отпугивая и не презирая их. Искусство, оказавшееся в современности, отвергнутое или воспринятое при самом своем явлении, но растворившееся в самой жизни и тем сохранившее себя и чуть изменившее жизнь. О «Краткой истории искусств» Н. А. Дмитриевой – уникальном труде, отмеченном в 2003 году Государственной премией Российской Федерации (посмертно) – можно здесь и не говорить - он многократно издавался и, надо думать, будет переиздаваться впредь. Другие ее талантливейшие книги - «Изображение и слово», «Винсент Ван Гог. Человек и художник», «Пикассо», «Михаил Александрович Врубель», «Абрам Ефимович Архипов. 1862-1930», «Николай Константинович Рерих», «Татьяна Маврина. Графика, живопись», «О прекрасном» – уже давно редкость. Но вот радость: вслед за «Посланием Чехова» (2007) – неожиданной книгой, органически сложившейся (ред. – составитель С. Ф. Членова) из разрозненных исследовательских очерков Н. А. Дмитриевой о дорогом ей писателе, вышел объемистый том (более 500 страниц большого формата) искусствоведческих работ Нины Александровны с приложением биографической справки и обширного списка ее публикаций. Издатели озаглавили его «В поисках гармонии»*.
Я бы назвал этот том Книгой критики Н. А. Дмитриевой, при том, что состав книги вовсе не исчерпывается критическими статьями. Здесь эстетика и теория искусства - «К проблеме интерпретации», «Диалектическая структура образа»; история искусства - «Библейские эскизы Александра Иванова», «Духовные искания Врубеля», «Автопортреты Ван Гога», «Передвижники и импрессионисты», «М. В. Алпатов – выдающийся ученый, пропагандист искусства, педагог»; исследовательские этюды из сферы XX столетия (цикл работ о Пикассо) и целостного мирового культурного наследия - «Чистилище (о «Божественной комедии» Данте)», «Томас Манн о кризисе искусства (опыт комментирования романа «Доктор Фаустус»)», «Ван Гог и литература»; портреты («М. А. Лившиц»); проникновенный опыт творческой автобиографии («Рожденная в семнадцатом»). И, конечно, критическая эссеистика - «Впечатления от выставки «Москва-Париж»», «К вопросу о современном стиле в живописи», «Грести против течения», наконец «Живое слово критика» - выразительная и выстраданная апология критики как самоценного художества мысли, чувства, знания и прозрения.
Повторюсь - это Книга критики: в том чисто художественном рассмотрении, когда критика есть характер, природная особенность восприятия художественного мира в его многообразно концентрированных проявлениях, высказываниях, осознанных и неосознанных устремлениях, тенденциях развития и константах целостного существования. Характер как сущностная ценность художественной критики предстает живой реальности культурного процесса неотделимым от личности критика и образа, в котором он выступает. Чисто творческая индивидуальность критика, объективная ценность его восприятия и суждения во многом, а то и в главном, определяются характером критика. И здесь Нина Александровна Дмитриева – «чистейший образец»…
В предисловии к своей пьесе «Татуированная роза» Теннеси Уильямс замечает: Характер вырастает в особых условиях «мира остановленного времени». Там же драматург размышляет об элементах непреходящего, вечного в быстротекущем времени. У Дмитриевой был этот дар – ощутить непреходящее, вечное в быстротекущей современности. Но и в исторической «современности». Все вместе становилось целостным «миром остановленного времени». Не утраченным, но остановленным. Мир этот был заключен в пределы искусства. Здесь правил закон «особых условий». Мир этот и сам стал искусством, и вырастил в своих особых условиях характер человека искусства. Характер с большой буквы. Творческая жизнь и самое творчество Нины Александровны Дмитриевой – это восприятие и вдохновленная подлинником и подлинным интерпретация не самой себя, но художественной объективности, что открыл и внес в мир великий художник, большой талант, неповторимая личность, принявшая жизнь других людей - жизнь как знак вечности, венец творения и шедевр искусства. Характеризуя своих героев, Нина Александровна невольно высказывает и свои личные убеждения, художественные принципы, научные и чисто этические установки. Я бы отнес к ней самой строки о выдающейся художественной личности в нашей искусствоведческой науке, академике Российской академии художеств Михаиле Владимировиче Алпатове «Что всегда импонирует в книгах Алпатова – так это, во-первых, универсальная культура автора, позволяющая ему рассматривать свой предмет в широком историко-культурном контексте, поворачивая его различными гранями, в живых связях с реалиями эпохи – с событиями общественной жизни, с поэзией, философией, нравами, вкусами, обычаями. А во-вторых, нисколько всем этим не заслоняемая, не отодвигаемая на второй план, неподдельная любовь автора к самому явлению искусства как таковому. Вот это, пожалуй, самое главное. Этого никакой эрудицией не добудешь: тут нужен талант, сердце, проникновение. Алпатов – аналитик, но замечательно то, что своим аналитическим скальпелем он умеет не повредить живых тканей искусства, не нарушить целостности. Произведение искусства остается стоять перед его мысленным взором, как самосветящейся кристалл. И никогда не «растворяется» в историческом фоне, как бы широко и импозантно этот фон ни был обрисован»… Сочинения Н. А. Дмитриевой – конгениальное исследуемому автору, явлению в мировой культуре (русское здесь неотделимо от мирового) Слово, длящее звучание художественного творения в мире остановленного времени - может быть, единственно приуготовленном для живого общения исторически неповторимых, совершенных воплощений художественной истины с проникающими интерпретациями этой истины, также совершенными и также неповторимыми. С этим чувством оставляешь новую книгу интерпретаций Дмитриевой. Книгу критики. Книгу, сотканную из нитей ее реальной жизни в искусстве и в сущности продолжающую знаменитую «Краткую историю искусств»: как и там - отношения с историей, историческими лицами (включая современников), изумляюще уважительные, глубинно заинтересованные, проникнутые сопричастностью, «включенные» в другую, но не чужую жизнь по праву духовного родства и художественного единочувствия во времени. В своих поисках гармонии Нина Александровна обрела счастье постичь произведение, жизнь художника и пути творчества. Обрела свой художнический Характер. Характер, состоявшийся как произведение искусства. Чтобы составить книгу за Автора из отдельных, разнообразно направленных Авторских полотен, осознать их как целостный текст и проникнуться авторской поэзией исследования, одного редакторского организующего взгляда и твердой руки недостанет. Необходимо еще и особое чувство к автору, особое его познание, постижение неких «внутренних ритмов» авторского существования в самом процессе писания, процессе творчества, погруженном в стихию каждого дня, череды дней, в протяженность жизни. Необходимо постижение характера критика и - уже как свое собственное открытие – характера критики Нины Александровны Дмитриевой. И это удалось составителю книги, которого справедливо было бы характеризовать как автора-составителя. Новая книга интерпретаций Н. А. Дмитриевой «В поисках гармонии» воспринимается не только как акт личного творчества выдающегося русского писателя об искусстве, но как новое объяснение в любви Искусства и Критики; отдельного критика и избранного им искусства; наконец, как высокого искусства самого критика – искусства видеть, чувствовать, мыслить, говорить и писать о художнике в духе законов, им самим над собой поставленных (как Пушкин завещал), и при этом не ставить себя «над» художником, не накидывать бездумно на свои плечи судейскую мантию. Крылья осмысленного восхищения перед красотой искусства куда как артистичнее.

Андрей Золотов - профессор, заслуженный деятель искусств, академик Российской академии художеств, советник главного редактора РИА Новости






версия для печати