Выставка акварелей Б. Мессерера в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха

 

Другие выставочные залы


Место проведения: Выставочные залы Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (Москва, Малый Знаменский пер., 3/5)
Сроки проведения: 07.09.2009 - 30.09.2009

7 сентября 2009 года в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха открылась выставка «Борис Мессерер. Акварели». Экспозиция впервые знакомит зрителей со школой акварели Бориса Мессерера, блистательного сценографа и живописца, великолепного графика.
Собрание экспонируется впервые 7 – 30 сентября 2009 года.
Борис Асафович Мессерер – народный художник России, действительный член Российской академии художеств, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации, президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы, член Союза художников, Союза кинематографистов, Союза дизайнеров и Союза театральных деятелей.
Борис Мессерер из того талантливого и дерзновенного поколения «шестидесятников», которое вторглось в литературу, театр, изобразительное искусство, чтобы избавить их от оков официальных канонов. Творческая мастерская Бориса Мессерера давно переросла значение обыденного рабочего места художника. «Поварская, 20» – это не просто московский адрес, но неформальная академия искусств, союз литературы, изобразительного искусства и музыки. Не случайно мастерская Мессерера была колыбелью альманаха «Метрополь», в выпуске которого принимали участие писатели Василий Аксенов, Андрей Битов, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Виктор Ерофеев и другие.
Мессерер пришел в театр, чтобы вольно строить там свою сценическую архитектуру. Он оказался одним из немногих продолжателей классического театрально-декорационного искусства. Оригинальность дарования и специфика художественного видения Бориса Мессерера проявились и в его увлечении акварелью. Обладая совершенно уникальной манерой письма, здесь, как и в других областях своего творчества, он достиг большого тематического и жанрового разнообразия.
Среди акварельных пейзажей, созданных художником, выделяются импрессионистические по характеру изображения и лирические по настроению виды Тарусы, иллюстрирующие стихи Беллы Ахмадулиной и перекликающиеся со столь же лиричными портретами Музы мастера. Натюрморты Мессерера наполнены предметами, которые в качестве натуры для этого жанра не использовал, кажется, еще никто: бутылками, досками, пилами, топорами, керосиновыми лампами, утюгами, старыми ящиками. Однако всё это в целом производит впечатление отнюдь не нагромождения хлама, словно вытащенного с пыльного чердака, а осознаётся как метафора заброшенности, бесприютности, неприкаянности не только вещей, но и людей, многих сторон нашей жизни. Образы оставляют после себя удивительно ностальгическое ощущение уходящей эпохи, приобретая высокий философский смысл.
Экспозиция акварелей Бориса Мессерера в Музее имени Н. К. Рериха продолжает серию его персональных выставок, проходивших в 2008 – 2009 годах в Центральном доме Архитекторов, Государственной Третьяковской галерее, Совете Федерации и знакомит зрителя с новой гранью таланта выдающегося мастера.






версия для печати