Выставка «Академики в лицее. Ранние и учебные работы художников-членов РАХ» в МАХЛ РАХ

 

Другие выставочные залы


Место проведения: МАХЛ РАХ ( г. Москва, ул. Крымский Вал, 8, корп. 2.)
Сроки проведения: 13.11.2009 - 24.11.2009



Московский академический художественный лицей празднует свое 70-летие. К этой торжественной дате в стенах лицея открыта выставка «Академики в лицее. Ранние и учебные работы художников-членов Российской академии художеств». Московский академический художественный лицей, уникальное художественно-образовательное учреждение, был создан в 1939 году и назывался Московской средней художественной школой (МСХШ). Основателями школы были выдающиеся деятели русской культуры и искусства: И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Д. С. Моор, С. В. Герасимов, К. Ф. Юон; народные артисты В. В. Барсова, В. И. Качалов, И. М. Москвин; Герои Советского Союза летчики М. М. Громов, А. Б. Юмашев; исследователи Арктики Э. Т. Кренкель, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров. МСХШ стала правопреемницей и продолжательницей традиций академического художественного образования, сохранила лучшие педагогические принципы – высокий профессионализм и ответственное отношение к званию художника. В 1992 году МСХШ была преобразована в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств, а в 1994 году на базе учебно-методического фонда был организован музей, вошедший в состав музейно-выставочного комплекса. Сейчас фонд насчитывает более 35000 единиц хранения и ежегодно пополняется лучшими работами выпускников. В мире не существует аналогов подобной школы, кроме Санкт-Петербургского академического художественного лицея им. Б. В. Иогансона, с педагогами которого постоянно проходит обмен опытом, организуются совместные выставки. В московском лицее с 5 по 11 класс одаренные дети со всех уголков страны (при лицее функционирует интернат) получают художественное образование на отделениях живописи, скульптуры, архитектуры наряду с обязательным средним образованием. В настоящее время в стенах лицея обучается около 300 талантливых детей со всей России и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Большая часть выпускников лицея становится студентами Московского государственного академического института им. В. И. Сурикова, а также других престижных высших учебных заведений – МГХПУ им. С. Г. Строганова, ВГИКа, МАРХИ, Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества и др. За 70 лет существования лицея накоплен богатейший опыт воспитания молодых художников. Память о прошлом является подлинно живой, действенной силой в педагогической и просветительской деятельности. 35-тысячная коллекция лицейского музея, составленная из работ его учеников и педагогов, представляет «золотой фонд» современной отечественной культуры. В состав выставки вошли ранние ученические работы многих выдающихся мастеров, чьи имена составляют ныне славу и гордость нашего искусства. Н. Нестерова, Т. Назаренко, П. Никонов, Г. Коржев, А. Осипов, П. Оссовский, В. Иванов, О. Савостюк, В. Сидоров, И. Сорокин, А. Тутунов, В. Стожаров, Н. Андронов, А. Ткачев, А. Шмаринов, С. Андрияка, М. Кугач, С. Алимов, М. Аввакумов, Е. Максимов, В. Бубнов, А. Марц, Ю. Чернов, А. Балашов, В. Нестеренко, Н. Соломин, И. Старженецкая, Н. Воронков, А. Суховецкий, С. Присекин, Л. Шепелев – вот далеко не полный перечень имен художников, произведения которых увидит зритель. Среди них – более 25 действительных, 15 членов-корреспондентов Российской академии художеств, а количество заслуженных и народных художников РФ – более сотни. В экспозиции представлено более 120 произведений живописи, скульптуры и графики. Многие работы подверглись тщательной реставрации. Опытный специалист- реставратор Е. А. Маркова провела большую работу по подготовке произведений для экспонирования. Значение ранних ученических работ знаменитых художников трудно переоценить. Они заставляют еще раз серьезно задуматься о судьбах изобразительного искусства, о месте и значении академического образования, о его дальнейшем развитии. Ведь не секрет, что традиции художественного образования утеряны во всем мире, и наша страна стоит в авангарде мировой профессиональной школы. В лицее учат мастерству, ремеслу, умению овладеть всей палитрой творческих возможностей, предоставляя в то же время возможность проявить свою индивидуальность, личностное восприятие. Президент Российской академии художеств, народный художник России и Грузии Зураб Церетели, окончивший Тбилисскую академию художеств в 1958 г., предоставил на выставку свои ранние студенческие работы, которые никогда не выставлялись и станут настоящим открытием для зрителя. Это серия рисунков обнаженной натуры, выполненных художником на втором курсе, дипломная работа «Мужской портрет» и ряд пейзажей Грузии. Глубоко индивидуальный почерк каждого из участников, выпускников лицея разных лет ярко демонстрирует выставка. Как отличаются, к примеру, карандашный портрет «Старика с палкой» Г. Коржева от самоуглубленного «Сидящего старика» В. Иванова. В образе «Виолончелистки» В. Иванова подчеркивается юность, хрупкость, в то время как в «Женском портрете в шляпе» А. Шмаринова молодому художнику удалось передать спокойно-созерцательное настроение модели. Сходные сюжеты уже в ранних работах художники решают по-разному: достаточно сравнить «Московский дворик» А. Ткачева и работу с тем же названием И. Сорокина. Пейзажи И. Старженецкой «Стога», «Околица» (60 –е годы), М. Кугача «Зима», «На дворе», «Скамейка» (50-е годы) пронизаны тонкой лирической интонацией. Небольшой «Пейзаж» В. Сидорова отличает ясность композиции, простота, внутренняя тишина - качества, которые будут так характерны для творчества этого художника в дальнейшем. Работа Т. Назаренко «Ликбез» предвосхищает мастера сложной композиционной картины. Работы В. Иванова, А. Ткачева, А. Тутунова и других художников, выполненные в селе Воскресенском (Башкирия) в эвакуации, обладают особой художественной и документальной ценностью. В упомянутых ученических работах и многих других можно предугадать творческий почерк будущих мэтров. Огромный интерес представляют уникальные редкие фотографии, повествующие об истории школы, ее основателях и первых педагогах, о годах эвакуации во время Великой Отечественной войны, о закладке и строительстве современного здания лицея, о повседневных делах и памятных событиях. Эти фотодокументы особенно ценны и значимы для потомков. Выставка показывает, что профессиональная выучка не мешает живому, творческому воображению, а верность традиции не исключает свободы в поиске собственного стиля. Это во многом зависит от опытных и чутких педагогов лицея, перед которыми стоит задача не просто дать сумму знаний, но и сформировать личность человека, сохранить индивидуальность будущего художника. Московский академический художественный лицей давно уже перерос рамки среднего специального художественного заведения. Сегодня он является культурно-образовательным центром мирового масштаба, сохранение и развитие которого является первоочередной задачей Российской академии художеств.

Отдел информации Российской академии художеств






версия для печати