Выставка «Наследники традиций», посвященная 70-летию МАХЛ РАХ в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 01.09.2010 - 26.09.2010.

В преддверии Дня города и в год своего 70-летнего юбилея Московский академический художественный лицей Российской академии художеств продолжает знакомить зрителей с обширными музейными фондами, накопленными за прошедшие десятилетия. 1 сентября состоялось открытие выставки «Наследники традиций» и прошел День Знаний с участием лицеистов, посвящённый началу учебного года.
Московский академический художественный лицей, уникальное художественно-образовательное учреждение, был создан в 1939 году, тогда он назывался Московской средней художественной школой (МСХШ). Основателями школы были выдающиеся деятели русской культуры и искусства: И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Д. С. Моор, С. В. Герасимов, К. Ф. Юон; народные артисты В. В. Барсова, В. И. Качалов, И. М. Москвин; Герои Советского Союза летчики М. М. Громов, А. Б. Юмашев; исследователи Арктики Э. Т. Кренкель, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров. В основу преподавания в МСХШ были положены лучшие традиции и педагогические принципы академического художественного образования – высокий профессионализм и ответственное отношение к званию художника. В 1992 году МСХШ была преобразована в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств, а в 1994 году на базе учебно-методического фонда был организован музей, вошедший в состав музейно-выставочного комплекса. Сейчас фонд насчитывает более 35.000 единиц хранения и ежегодно пополняется лучшими работами выпускников. В настоящее время в мировой художественной практике, практически, утеряны традиции академической школы, которые бережно сохраняются в Московском и Санкт-Петербургском академических художественных лицеях, педагоги которых постоянно обмениваются опытом, организуют совместные выставки. В московском лицее с 5 по 11 класс одаренные дети со всех уголков страны (при лицее функционирует интернат) получают художественное образование на отделениях живописи, скульптуры, архитектуры наряду с обязательным средним образованием. В настоящее время в стенах лицея обучается около 300 талантливых детей со всей России и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Большая часть выпускников лицея продолжает своё профессиональное образование в стенах Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова, а также других престижных высших учебных заведений – МГХПУ им. С. Г. Строганова, ВГИКа, Московского архитектурного института, Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества и др. За 70 лет существования лицея накоплен богатейший опыт воспитания молодых художников. Память о прошлом является подлинно живой, действенной силой в педагогической и просветительской деятельности. Обширная коллекция лицейского музея, составленная из работ его учеников и педагогов, является неотъемлемой частью современной отечественной культуры. В экспозиции представлены ранние ученические работы многих выдающихся мастеров, чьи имена составляют ныне славу и гордость нашего искусства. Г. Коржев, В. Иванов, А. Ткачев, П. Оссовский, Н. Нестерова, Т. Назаренко, А. Осипов, О. Савостюк, Л. Шепелев, Н. Андронов, А. Шмаринов, С. Андрияка, М. Кугач, С. Алимов, Е. Максимов, В. Бубнов, В. Нестеренко, Н. Соломин, И. Старженецкая, Н. Воронков, А. Суховецкий, С. Присекин, Д. Белюкин – вот далеко не полный перечень имен художников, произведения которых увидит зритель. Они являются действительными членами и членами-корреспондентами Российской академии художеств, заслуженными и народными художниками РФ, их творчество отмечено многими высокими правительственными наградами.

В экспозиции представлено более 200 произведений живописи и графики, скульптура, архитектурная графика, макеты. Ранние ученические работы знаменитых художников имеют немаловажное значение. Они позволяют еще раз серьезно задуматься о судьбах изобразительного искусства, о месте и значении академического образования, его дальнейшем развитии. В лицее учат мастерству, ремеслу, умению овладеть всей палитрой творческих возможностей, предоставляя в то же время возможность проявить свою индивидуальность, личностное восприятие.

Глубоко индивидуальный почерк каждого из участников, выпускников лицея разных лет убедительно демонстрирует выставка. Как отличаются, к примеру, карандашный портрет «Старика с посохом» Г. Коржева от самоуглубленного «Сидящего старика» В. Иванова. В образе «Виолончелистки» В. Иванова подчеркивается юность, внутренняя сосредоточенность, готовность к творческому процессу, в то время как в женских портретах других художников обращает на себя внимание спокойно-созерцательное настроение модели. Хотя сходные сюжеты в своих ранних работах художники решают по-разному, многие из их произведений отмечены ясностью и простотой композиции, тонкой лирической интонацией. Работа Т. Назаренко «Ликбез» предвосхищает мастера сложной композиционной картины. Работы В. Иванова, А. Ткачева и других художников, выполненные в селе Воскресенском (Башкирия) в эвакуации, обладают особой художественной и документальной ценностью. В упомянутых ученических работах и многих других можно предугадать творческий почерк будущих мэтров. Отдельный зал экспозиции предоставлен работами учащихся 1 – 7 классов, лицеистов 1990-х - 2010 гг. Это – портреты, городские и сельские пейзажи, жанровые сцены, натюрморты, композиции, иллюстрации к литературным произведениям и др. Живописные полотна и графические листы демонстрируют процесс овладения молодыми художниками профессиональным мастерством под руководством опытных педагогов. Огромный интерес представляют уникальные редкие фотографии, повествующие об истории школы, ее основателях и первых педагогах, о годах эвакуации во время Великой Отечественной войны, о закладке и строительстве современного здания лицея, о повседневных делах и памятных событиях. Эти фотодокументы особенно ценны и значимы для потомков. Выставка показывает, что профессиональная выучка не мешает живому, творческому воображению, а верность традиции не исключает свободы в поиске собственного стиля. Это во многом зависит от опытных и чутких педагогов лицея, перед которыми стоит задача не просто дать сумму знаний, но и сформировать личность человека, сохранить индивидуальность будущего художника. Московскому академическому художественному лицею уже давно стали тесны рамки среднего специального художественного заведения. В настоящее время он является важным культурно-образовательным центром, сохранение и развитие которого является первоочередной задачей Российской академии художеств.

Управление информации и рекламы Российской академии художеств








версия для печати