Выставка произведений Альбины Акритас в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 22 февраля - 13 марта 2011 года.
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка 21)

Российская академия художеств представляет выставку произведений известного мастера отечественного изобразительного искусства, действительного члена Российской академии художеств, народного художника РФ Альбины Георгиевны Акритас.
На выставке представлены произведения живописи, графики и монументального искусства, значительную часть которых составляют новые работы, созданные за последнее время, дающие возможность почувствовать динамику творчества автора, её способность к обновлению образно-пластического мышления. 
Тематика произведений Акритас сложна и многогранна: художница воссоздает события легенд и мифов Древней Греции, разворачивает широкую панораму сцен из жизни античных людей и мудрых богов, предлагает вниманию зрителя сюжеты на библейскую тему и др., при этом во всем тематическом многообразии прослеживается единая морально-этическая основа. Способность внутренне настраиваться на своих героев, проникать в их чувства и душевный мир – одно из замечательных качеств творчества Акритас. Живописные полотна и графические серии – портреты, пейзажи, натюрморты отмечены высокой живописной культурой, глубокой содержательностью и удивительной пластической выразительностью.
А. Акритас родилась в Москве, затем жила и училась в Тбилиси. В 1955г. поступила на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина, который закончила в 1961 г. С самого начала она уделяла серьезное внимание графике, экспериментируя в различных техниках – гравировала на линолиуме, пробовала технику сухой иглы, офорт, литографию. В настоящее время Альбина Акритас предстает как зрелый мастер с глубоким чувством ответственности и пониманием естественных закономерностей творческого процесса. А. Акритас – приверженец классической реалистической школы.
Выставка является убедительным свидетельством того, что её творческий потенциал и активность постоянно растут, позволяя реализовывать новые замыслы и идеи. Кроме того, выставка дает возможность проследить изменения в тематике, стилистике и мировоззрении художницы от её первых графических серий, выполненных в сдержанной, суровой манере, до светлых, ясных, трепетных живописных работ, посвященных Греции, Италии, Испании, Франции, Человеку, Природе.
Знакомство с Грецией, с которой Акритас связывает ее происхождение, многое изменило в мыслях и чувствах автора, открыло сознанию иные сферы, миры ритмов, интонаций, вечные законы красоты и гармонии. Часто бывая в этой стране, она ощущает себя легко и естественно, поэтому такой жизненной убедительностью и светом наполнены пейзажи, жанровые картины, навеянные историей Греции.
Семь уникальных больших панно, отмеченных удивительно точно найденным композиционным строем и колористическим решением, украшают Белый зал Академии и являются органичной частью его архитектурного пространства. Примечательно, что краски она готовила вручную, по цеховым рецептам старых мастеров. В состав экспозиции вошли эскизы к этому монументальному произведению. На выставке представлен ряд работ известной пушкинской серии, состоящей из 30 листов: «Дон Гуан», «Пиковая дама», выполненных в смешанной технике: это и пастель, и гуашь, и коллаж, а также живописные полотна - «Вечер в Тригорском», «Игроки» и другие.
Из числа работ последних лет на выставке можно отметить работы на библейские и античные темы – триптих «Богоматерь с младенцем», «Христос и грешница», «Похищение Европы», «Философы», «Античный хор», «Гермес и Майя», «Античный танец», отличающиеся сложным композиционным и колористическим решением, а также произведения, обращенные к современности, натюрморты и пейзажи, такие как «Розы», «Натюрморт с медной посудой и тканью», «Натюрморт с зеркалом» и др. Обращают на себя внимание постоянные поиски мастера в плане достижения большей обобщенности художественных образов, усложнения живописной фактуры, придания ей большей экспрессии. В результате этого станковые работы приобретают более выраженное монументальное звучание. К числу подобных можно отнести два триптиха на библейские темы: «Триптих - 1»: «Добрый самаритянин», «Самсон и Далила», «Суд Соломона» и «Триптих - 2»: «Суламифь», «Давид», «Саломея перед Иродом».
В своём творчестве А.Акритас обращается и к Востоку, в частности, к культуре и традициям Японии – это впечатляющий триптих: «Самураи», «Гейши» и «Чайная церемония». Её внимание привлекает стойкость духа и стремление к совершенству японских рыцарей, известных своей беспрекословной преданностью господину и презрением к смерти, а также пластика и грациозность движений гейш, изысканность и колористическое богатство их национальных одеяний.
В экспозиции представлены также и портреты – «Портрет Олега Огурцова», «Подруги», «Портрет Марины», «Портрет студентки» и др., выполненные в добротной классической манере, отмеченные тонким психологизмом и бережным отношением к натуре.
Отличительной особенностью творчества Акритас является то, что живопись и графика тесно взаимосвязаны. Часто станковая живопись переходит в монументальную, а графика – в живопись. Такое проникновение одного вида искусства в другой - не что иное, как одна из форм решения проблемы синтеза искусств, когда произведения находятся в постоянном диалоге друг с другом.

Управление информации и рекламы РАХ






версия для печати