К 85-летию Эдуарда Степановича Кочергина

 

05

22 сентября 2022 года исполняется 85 лет выдающемуся художнику театра, академику Российской академии художеств, Народному художнику РСФСР, Заслуженному деятелю культуры Республики Польша, лауреату Государственных премий СССР и РФ, профессору Эдуарду Степановичу Кочергину.
Э.С.Кочергин – ярчайший представитель отечественного искусства, обладающий многогранным талантом и серьезными достижениями в области сценографии, архитектурного дизайна, педагогики, литературы.
Окончив в 1960 году Ленинградский государственный театральный институт им. А.Н.Островского, где учился у Н.П.Акимова и Т.Г.Бруни, Эдуард Степанович к началу 70-х годов стал одним из лидеров новой передовой волны в отечественном декорационном искусстве. Его ранние работы – «Насмешливое мое счастье» Л.Малютина в Театре имени В.Ф.Комиссаржевской, «Монолог о браке» Э.Радзинского в Ленинградском театре комедии, «Гамлет» У.Шекспира в Красноярском ТЮЗе представили его как сложившегося мастера лаконичной метафорической декорации, мыслителя на театральной сцене, не приемлющего рутины, фальши, приблизительности.
Творческая судьба подарила Кочергину художественное общение с выдающимися режиссерами, которые всегда ценили в нем профессионала высочайшего класса, умеющего находить неожиданное, глубокое по эмоциональному накалу и стилистически обоснованное декорационное решение любого драматургического материала, умение работать в команде, особое внимание к культуре театрального ремесла.
На своем долгом творческом пути он работал с К.Гинкасом, Б.Равенских, Л.Додиным, С.Арцыбашевым и другими известными режиссерами. Но самые значительные сценографические произведения Э.С.Кочергина созданы им в творческом сотрудничестве с выдающимся режиссером Г.А.Товстоноговым, пригласившим его главным художником в свой Академический Большой драматический театр в Санкт-Петербурге в 1972 году. Художник остался верен этому театру и после ухода из жизни великого режиссера, оставаясь на этом посту по сегодняшний день. В длинном списке театральных работ мастера в АБДТ можно перечислить лишь самые известные: «История лошади» по Л.Толстому (1975), «Тихий Дон» по М.Шолохову (1977), «Кроткая» по Ф.Достоевскому (1981), «На дне» М.Горького (1987), «Аркадия» Т.Стоппарда (1998), «Власть тьмы» Л.Толстого (2006), «Мера за меру» У.Шекспира (2012), «Крещеные крестами» Э.Кочергина» (2015).
В основе каждого спектакля Эдуарда Кочергина лежит пространственная идея, являющаяся предельной концентрацией смысла и психологической интонации пьесы, четкий символ, основанный на жизненном опыте, наблюдательности, эрудиции. В конструктивном пространстве художника совершенно по-особому играют свои театральные роли вертикали голых стволов и изгибы сухих веток, простой суровый холст и шинельное сукно, свежевыструганные доски и обычная плотная бумага, каждый раз создавая выразительный пластический образ спектакля. Неординарность использования обыденных бытовых вещей, талантливо высмотренных и тщательно отобранных, их неожиданное художественное переосмысление рождают театральные метафоры Э.Кочергина. Все эти качества художника не менее ярко проявились и в его работах в других театрах. Наиболее известные среди них «Возвращение на круги своя» И.Друце (1978), «Васса Железнова» М.Горького (2016) в Малом театре; «Живи и помни» по В.Распутину (1979), «Дом» (1980) и «Братья и сестры» (1985) по Ф.Абрамову в Ленинградском Малом драматическом театре; «Господа Головлевы» по М.Салтыкову- Щедрину (1983) в МХАТе; «Ревизор» Н.Гоголя в Театре Сатиры (1998); «Борис Годунов» М.П.Мусоргского в театре «Новая опера» (1998).
С 1983 по 2009 год Эдуард Степанович руководил театрально-декорационной мастерской факультета живописи Художественного института им. И.Е.Репина. До этого (с 1969 по 1974) преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (нынешнее название - Институт сценических искусств), куда вернулся на преподавательскую работу в 2009 году. Итогом его преподавательского опыта и теоретических научных размышлений стала книга «Категория композиции. Категория цвета» (2016), предназначенная для студентов художественных и театральных вузов.
В последние пятнадцать лет Э.С.Кочергин стал известным российским писателем, заслужившим признание и читателей, и критиков. Его книги «Ангелова кукла», «Крещеные крестами», «Записки планшетной крысы», «Завирухи Шишова переулка», «Дети моста лейтенанта Шмита» получили ряд престижных литературных премий; «Крещеные крестами» переведена почти на все европейские и некоторые восточные языки и напечатана во многих странах мира, с 2007 года он – член Союза писателей РФ.
Произведения художника находятся в собраниях Русского музея, ГЦТМ им.А.А.Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Музея Ф.М.Достоевского (Санкт-Петербург), Музея А.Н.Островского (Щелыково) и других, а также в частных собраниях.
Э.С.Кочергин является лауреатом многочисленных академических и профессиональных премий: Серебряная (1987), Золотая (2003) медали и медаль, посвященная И.И.Шувалову (2012) Российской академии художеств; Серебряная (1973) и Золотая (1978) медали Международной выставки Триеннале сценографии в г.Нови-Сад, Югославия; главный приз «Золотая Трига» (1976), Серебряные (1973, 1979) и Золотые ( 1976, 1987) медали Квадриеннале сценографии в Праге, Международная театральная премия им.К.С.Станиславского (2006); медаль «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2007), премия «Триумф» (2007), петербургская театральная премия «Золотой софит» (1997), премия правительства Санкт-Петербурга (2010), театральная премия «Золотая маска» (2011), золотая медаль Союза художников России «Василий Суриков» (2012), международная премия им. Николая Рериха (2013). Юбиляр награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008), Орденом Почета (2018)
Российская академия художеств поздравляет Э.С.Кочергина со знаменательной датой. В поздравительном адресе, в частности, говорится:
«Дорогой Эдуард Степанович!
Примите самые сердечные поздравления в день славного 85-летнего юбилея от признательных и искренних поклонников Вашего мощного, многогранного, независимого таланта из Российской академии художеств, ее Президента, Президиума, Отделения театрально- и кинодекорационного искусства, всего творческого коллектива.
Вы принадлежите к тем уникальным мастерам театрально-декорационного искусства, которые оказали существенное влияние на развитие отечественной сценографии. Мы не будем в очередной раз перечислять Ваши известные спектакли, Ваши звания, многочисленные государственные и престижные профессиональные премии, в том числе академические.
Сегодня Вы являетесь одним из самых почитаемых мэтров театрального дела, которому служите всю жизнь самозабвенно и масштабно, сохраняя творческую цельность и собственный лаконичный метафоричный стиль.
С Вами всегда стремились работать многие выдающиеся режиссеры, среди которых важнейшей фигурой можно считать Г.А.Товстоногова – многолетнего коллегу и единомышленника. Главным художником в руководимом им Большом драматическом театре, ставшим затем театром его имени, Вы проработали пятьдесят лет.
Мы признательны Вам за многолетнюю педагогическую деятельность и теоретическую разработку собственной системы преподавания, изложенную в Вашей книге "Категория композиции. Категория цвета", над продолжением которой вы сейчас работаете.
Вы давно стали известным писателем, книги которого переведены на многие европейские и восточные языки и изданы в разных странах. Два года тому назад вышла книга "Дети моста лейтенанта Шмидта", посвященная Ленинградской ЦХШ. Мы относимся к почитателям Вашего литературного дара.
Такая напряженная художественная, литературная и педагогическая деятельность требуют крепкого здоровья, много сил и энергии, которых мы Вам, Эдуард Степанович, и желаем. Успехов Вам во всех начинаниях, радости и счастья Вам и Вашей семье.
Президент Российской академии художеств З.К. Церетели»
Отделение театрально- и кинодекорационного искусства РАХ






версия для печати