Доклад «Нарышкинский стиль на современном этапе исследования» в рамках Научного семинара РАХ

 

Отделение искусствознания и художественной критики, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашают принять участие в Научном семинаре по древнерусскому и церковному искусству. Заседание проходит в смешанном формате: в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) и онлайн с прямой трансляцией на сайте и Youtube-канале РАХ. Вход на очное мероприятие свободный, без предварительной регистрации.

20 сентября 2023 года, в 16:00. Доклад «Нарышкинский стиль на современном этапе исследования».
Докладчик: Наталья Алексеевна Мерзлютина, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела истории архитектуры Древнего мира и Средних веков Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ).
Термин «нарышкинский стиль» – условное наименование яркого самобытного явления в русской архитектуре рубежа XVII–XVIII столетий. Его появление было вызвано мощной волной европейских художественных влияний, пришедших в Россию во второй половине XVII века из Украины, Польши и Голландии, и обозначило новый значительный этап в освоении классических ордерных архитектурных форм. На протяжении столетия специалистами предпринимались неоднократные попытки терминологического обозначения этого архитектурного явления («московское барокко», «стиль национального расцвета», «стиль Вечного мира» и т.д.), но на сегодняшний день исследователи продолжают пользоваться устоявшимся термином «нарышкинский стиль», хотя постройки Нарышкиных представляют собой лишь одно из течений внутри общего русла отечественного зодчества рубежа XVII–XVIII веков.
Важными стилеобразующими элементами нового архитектурного направления, зародившегося в русской архитектуре в начале 1680-х годов, являются характерное пышное белокаменное убранство и новаторские композиции (центрические, трехчастные, ярусные и т.д.). Основные научные работы последних лет посвящены выявлению конкретных источников того или иного декоративного элемента или новаторского объемно-пространственного решения. В первую очередь речь идет об использовании русскими зодчими западноевропейских гравюр и чертежей. Наряду с этими двумя направлениями научных изысканий – выяснением вопросов терминологии и определением художественной природы нарышкинского стиля – важным делом остается публикация разрушенных памятников с привлечением вновь выявленных архивных документов и определение влияния столичных построек на провинциальное зодчество. Доклад посвящен обобщению материалов исследований по нарышкинскому стилю, предпринятых архитектуроведами за последние годы.


Научные семинары по древнерусскому и церковному искусству проходят с 2001 года. Их основателем и бессменным научным руководителем все эти годы выступала Анна Вадимовна Рындина (1937–2023) – доктор искусствоведения, профессор, академик Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств РФ.

По вопросам участия в семинаре, пожалуйста, обращайтесь по адресу: art-rah@mail.ru, советник Отделения искусствознания и художественной критики Елена Олеговна Романова






версия для печати