НИКОНОВ Павел Федорович


НИКОНОВ Павел Федорович

Живописец.

Родился 30 мая 1930 г. в Москве. Живет и работает в Москве. 

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2000г.)
Член Президиума РАХ

Народный художник Российской Федерации (1994г.)

Образование:
В 1956г. окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. 

Основные работы: «Геологи» (1962г.), «Автопортрет» (1986г.), «Возвращение» (1987г.), «Пастух» (1987г.), «Женщина с сеном» (1988г.), «Двое в пути» (1988г.), «Колокольня» (1989г.), «Зима» (1989г.), «Калязин. Вид с Волги» (1994г.), «Пожар» (1991г.), «Похороны Валексина» (1994г.), «Дом строится» (1995г.), «Драка» (1996г.), «Гроза» (1998г.)

Произведения представлены в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Вологодской картинной галерее, Софийском музее современной живописи и других музеях России, а также за рубежом.

Персональные выставки: участник выставок с 1960-х гг. 

Государственная, общественная и педагогическая деятельность:
Руководитель мастерской станковой живописи в МГАХИ им.В.И.Сурикова (1998-2006гг.)

Государственные и общественные награды и премии:
Золотая медаль на Всесоюзной художественной выставке 1957-1958 гг. за картину «Октябрь» (1954г.)
Первая премия на V международной выставке реалистической живописи в Софии (Народная Республика Болгария, 1985г.) за картину «Деревенские похороны» (1985г.). За эту же картину — премия по живописи им. П. П. Кончаловского (1991г.)
Орден Почёта (2001г.)
Государственная премия Российской Федерации (2002г.)

Награды Российской академии художеств:
Золотая медаль Академии художеств СССР за работы, представленные на персональной выставке 1990 г. в Москве (1991г.)
Орден «За служение искусству» Российской академии художеств (2015г.)
Экспрессивный реализм Никонова.



Новаторские устремления и академическая школа, реалистическая сущность и абстрактная форма - в этом весь строптивый характер произведений Павла Никонова. Его творчество прошло испытание бурей и натиском 1960-х, нелегким лидерством в рамках «сурового стиля», выстояло в аморфной политической ситуации 1980-х и получило новое дыхание в атмосфере живописных исканий последних десятилетий XX века. Произведениям художника свойственны живое восприятие действительности, поиск новой пластической выразительности, и вместе с тем есть определенный круг идей, образов, мотивов, которые неизменно притягивают внимание мастера. Противоположные интонации лирики, юмора, трагедии часто составляют сложный мотив работ художника. Виртуозный, быстрый, точный рисунок органично воплощает полифонию темы. И все же заглавную партию играет живописная стихия. Ее сложные нюансы и отношения создают интригу драматургии, расставляют акценты в пространстве картины. Эмоциональная субстанция живописи становится выразителем глубоких переживаний, сокрытых в едва ли примечательных на первый взгляд событиях, обыденных ситуациях. Характер пространства и конкретность времени, в которые помещен человек, намеренно индеферентны, и это сообщает сюжету структуру философской притчи. Не признавая формальных рамок сюжета, художник создает динамичное, живое пространство длящегося «пути», в котором человек - вечный странник. В то же время для художника важно непосредственное «натурное» наблюдение, ассоциации, выстраиваемые в прямой связи с увиденным. Его бытописательские сюжеты, пейзажи, портреты и натюрморты - как правило не сочиненные образы, а реальные картины жизни, их эмоционально-обобщенное прочтение. Свободные от каких либо догм и установок, художественные притчи Никонова с трудом ассоциируются с привычным пониманием академического искусства. И вместе с тем - раскрывают суть новых процессов в искусстве, когда яркая индивидуальность, мастерство и непредсказуемые виражи художнической интуиции становятся фактором творческого успеха. 


Журнал "ДИ" 9-10, 2003




Возврат к списку

версия для печати