ПЕТРОВ Константин Витальевич


ПЕТРОВ Константин Витальевич

Живописец, график. 
Родился 7 ноября 1964г. в г. Смоленске. Живет и работает в Москве.

Академик Российской академии художеств (Отделение графики, с 2009г.)
Член Президиума РАХ (2014г.)

Народный художник Российской Федерации (2017г.)
Член Творческого Союза художников России (1995г)
Член Московского Союза художников (1995г.)
Член Союза художников России (1999г.)
Почетный член Общественного объединения «Союз художников города Астаны» (2022г.)
Доцент (2005г.)

Образование: 
МСХШ (1983г.); МГАХИ им. В.И.Сурикова (1991г.) у проф. Н.А.Пономарева, Б.А.Успенского, А.Б.Якушина; стажировка в Академии художеств г. Карлсруэ (Германия, 1990г.); художник-стажер Творческой мастерской графики РАХ в Москве (1996 – 1998гг.) под руководством А.Д.Шмаринова.  

Основные произведения: «Портреты» (1991г.), «Испания» (1992-2003гг.), «Натюрморты» (1993-2019гг.), «Переславль-залесский» (2004-2022гг.), «Братислава», «Дербент» (2010г.), «Кострома» (2022г., х.,м.), и другие.

Произведения находятся в собраниях Государственного музея искусства народов Востока (Москва), областного художественного музея им Радищева (Саратов), Чувашского республиканского художественного музея (Чебоксары), Амурского областного историко-этнографического музея им Новикова-Даурского (Благовещенск), Государственного музея изобразительного искусства респ. Татарстан (Казань), Государственной галереи имени А.А. Кадырова (Грозный), Переславского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, Смоленского государственного музея-заповедника, Калужского областного художественного музея, Дома-музея М.Ю. Лермонтова (Пятигорск), Музея русского современного искусства Лю Минсю (Харбин, КНР), Художественного музея г.Сиань (КНР).

Постоянный участник городских, общероссийских и международных выставок с 1989г. Прошло более 14 персональных выставок художника, в том числе зарубежных.

Педагогическая деятельность:
автор лекций по истории искусств в ряде учебных заведений Испании (1992-96гг.); преподаватель живописи и рисунка в Университете г. Паймио (Финляндия, 1993-96гг.), Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна (1998-2000гг.); доцент МГАХИ  им В. И. Сурикова (2005гг.), МГХПА им. С.Г. Строганова (2011гг.), профессор Института кино и телевидениея (ГИТР, с 2015г.)
Общественная деятетельность: Вице-президент Творческого союза художников России (с 1999г.); член экспертного совета Студии художников им. Верещагина МВД России (с 2015гг).

Государственные и общественные награды и премии: Гран-при 8-й международной бьеннале в музее изящных искусств г. Тайбэй (Тайвань, 1997г.), Орден Дружбы (2011г.), Медаль 200 лет МВД России (....г), Медаль За боевое содружество (.....г), почетные грамоты Военной академии МО РФ (2013г.) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (2015г), Благодарность Министерство внутренних дел РФ (2019г); медаль «Ветеран труда» (2019г.).

Награды Российской академии художеств: Дипломы РАХ (1996,2016гг.), Серебряная медаль РАХ (2003г.), Золотая медаль РАХ(2010г.), Медаль «Достойному» (2014г.), Медаль «За заслуги перед Академией» (2021г.), Медаль Шувалова (2021г.).

Аура творчества окружала Константина Петрова с юных лет, судьбой была предначертана ему профессия художника. Его отец, блестящий график Виталий Натанович Петров-Камчатский привил сыну любовь к искусству, своим примером учил понимать и ценить красоту окружающего мира, терпеливо и ответственно относиться к своему делу. Природная одаренность, домашняя среда изначально создали предпосылки и условия выбора Константином своего жизненного кредо. Он успешно закончил обучение в Московском государственном академическом художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова, получив основательную профессиональную подготовку. Затем он прошел стажировку в Германии, в Академии художеств в городе Карлсруэ и наконец, завершил учебу в творческих мастерских Российской академии художеств, стал членом Творческого Союза Художников России.
Константин Петров рано заявил о себе как самобытный мастер, обладающий собственным образным видением и изобразительным языком. Уже тогда сложились его эстетические предпочтения и выразительные особенности палитры. Он активно участвует в самых престижных художественных выставках, становится заметной фигурой в творческой среде.
Несколько лет Константин Петров провел в Испании, где также многому научился. Здесь расширился его кругозор, появилась большая свобода самовыражения, работы художника начали приобретать коллекционеры, галеристы и музеи, устраиваются персональные выставки произведений молодого мастера. Европейский опыт, обретенный им в Германии и Испании позволяет ему, не отрываясь от традиций национальной художественной школы, более строго и избирательно относиться к своей творческой работе. Он пробует себя в разных техниках, видах жанрах искусства, отдавая предпочтение станковым формам, уникальной графике и живописи. Излюбленными материалами художника являются акварель и пастель, в которых он чувствует себя наиболее раскрепощенно, легко и свободно. Определяются жанровые приоритеты, — пейзаж и натюрморт, хотя он своеобразно и ярко заявляет о себе и в портрете, о чем свидетельствуют психологические, острые работы в этом жанре, такие как «Портрет отца» (2005), «Художник и модель» (2006), «Николай» (2003)...
Он много ездит по стране, путешествует за рубежом, постоянно оттачивая профессиональное мастерство, обогащая творчество новыми, порой, неожиданными впечатлениями, открытиями, образами. В его искусстве появляется особая стильность, которая проявляется в легкости, определенной эмоциональной искренности, что проявилось и в пейзажах, и в жанровых мотивах последних лет. Акварели Константина Петрова обладают некой романтической призрачностью, при всей узнаваемости конкретных мест, где они были написаны. Работам в этой технике свойственна особая прозрачность с налетом сфуматто, придающим им удивительную эмоциональную интонацию и музыкальность. Полифония звучания здесь в них рождается, не благодаря некой многокрасочности, а вопреки ее, за счет, возможно, спонтанного варьирования умышленно ограниченным диапазоном трех, четырех цветов, их тональных отношений. Наиболее эта особенность палитры Константина Петрова заметна в натюрмортах.Выдающийся историк и теоретик искусства Борис Робертович Виппер писал в своем раннем труде: «... в наше время и жанр, и портрет, и пейзаж стали понимать натюрмортно, натюрморт превратился в особое мироощущение». И вот это «особое мироощущение», мировосприятие пришло в творчество Петрова. Конечно, оно появилось неслучайно, возникло не беспочвенно. Очевидно, ему предшествовало интуитивное постижение уроков старых европейских мастеров, «малых голландцев», Сурбарана, Шардена... На первый взгляд, натюрморты Константина Петрова довольно немногословны, скромны по предметному ряду, даже абстрагированы, но в них есть резкая притягательность и молчаливая, созерцательная содержательность и в этом тоже проявляется  уже подчеркнутая «стильность», которая отличает, делает оригинальным искусство Константина Петрова.
Каждая серьезная работа достойного художника предполагает отдельное ее рассмотрение и анализ, однако небольшой, в силу специфики, вступительный текст не позволяет его автору подробно останавливаться на отдельных произведениях художника, поскольку здесь стояла иная задача, попытаться ввести зрителя — читателя в многоликий, сложный мир образов, созданных мастером. Вместе с тем, позволим себе обратить внимание не некоторые, на наш взгляд, наиболее ёмкие по образной драматургии, композиционной остроте, эмоционально-колористической цельности и одухотворенности произведения Константина Петрова, — это натюрморты, в том числе — «Стекло», «Полка», «Чайники», написанные пастелью, акварельные сюиты, выполненные в Испании, в Братиславе, в Словакии, пейзажные мотивы Москвы, Переславля Залесского, и, конечно же, новые работы, созданные на берегах реки Пехорки.
Эмоциональность и наблюдательность, профессиональная культура и неподдельное чувство погружения в реальный и таинственный, в ограниченный и бесконечный мир, во многом рожденный в воображении художника по собственному образу и подобию, позволяет говорить о творчестве действительного члена Российской академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации, вице-президента Творческого Союза Художников России Константина Витальевича Петрова как о неординарном явлении на горизонте современного отечественного изобразительного искусства, оно заслуживает памяти его замечательного отца и подобно вольному ветру  созвучно необузданной, незаурядной и целеустремленной натуре художника.

А.И. Рожин 


Из окна мастерской художника открывается необыкновенной красоты панорамный вид. Умытый Чистопрудный бульвар предстаёт взору через потёртые крыши в ярких оранжево-алых лучах закатного солнца. Отзвуки света длинными дорожками пробиваются сквозь многогранные призмы выстроенных в ряд узких горизонтальных окон чердака и пронизывают глубоко насквозь мастерскую, скользя по тонким акварельным пейзажам, рассыпаясь волшебными отзвуками света в работах художника. Знакомство с творчеством Константина Витальевича Петрова оставляет тонкое прозрачное впечатление, наполненное лёгкостью и чистотой нежных цветовых сочетаний, окутанное поэтичностью, спокойствием и светом.
Культура восприятия окружающего мира, эстетизированное мироощущение художника Константина Петрова были изначально заложены в нём природой и оттачивались на ранних этапах воспитания в творческой среде семьи. Отец художника Константина Витальевича Петрова - Виталий Натанович Петров (Камчатский) (1936-1993гг.) художник, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАХ, профессор, мама - Галина Сергеевна Подбересская (1936-1997гг.) искусствовед.
Константин Витальевич Петров работает в разных техниках и жанрах, но акварель и именно пейзаж в его творчестве представляет собой отдельное направление пристрастий и предпочтений художника.
В творчестве К.В. Петрова нашёл отражение колорит разных стран, образы разных городов. Петров постоянно совершает творческие командировки, имеет плотный график выставок. Пытливый зритель откроет для себя в многообразии пейзажей, созданных художником за десятилетия творчества, графические произведения посвящённые России, Испании, Греции, Словакии, Турции и др. Отдельный блок работ представляют пейзажи Москвы, Новосибирска, Сочи, Дербента и др. Отрадно, что большая часть пейзажей К.В. Петрова посвящена красоте русской земли и малым русским городам: Переславль-Залесский, Боровск, Ярославль, Воронеж и др. Художник замечает, что именно в таких местах сохраняется, словно дыхание души, тонкий поэтичный образ места, который нетронут суетой повседневной жизни. В пейзажах Петрова отсутствует стаффаж – его пейзажи это, скорее, именно «образы» тех мест, где побывал художник. Им свойственна лёгкость, прозрачность и некая эфемерность, они проникнуты тишиной, спокойствием и как говорит сам К.В. Петров «любованием Божьего мира». Удивительно, что такой характер произведений сочетается с присущими картинам Петрова свойствами обобщения, динамичными ракурсами, неожиданными цветовыми сочетаниями. Часто Петров прибегает к приёму передачи впечатления через ощущение цвета – например, впечатление свежести сильного дождя. У каждого художника всегда своя цветовая палитра – для К.В. Петрова свойственна холодная гамма оттенков. Художник предпочитает звонкую холодноватую гамму чистых цветов, сочетает нежно голубые и сиреневые, бирюзовые, розовые, жёлтые, охристые, голубые и зелёные оттенки. Среди произведений Константина Петрова есть работы решённые только оттенками прозрачных серых тонов. Виртуозно подобранная художником партитура цветовых отношений выстраивает произведения, от которых веет строгостью и нежностью, они наполнены свежестью и звонкостью. Петров сознательно отказывается от камерных акварелей малого формата – ему не хватает в них места, чтобы выразить своё впечатление от увиденного и всецело завладеть эмоцией зрителя. Акварельные пейзажи Константина Петрова всегда выполнены на основе пленэрных зарисовок, в которых художник находит композиционное решение и отношения цветов. Колоссальный опыт работы и многолетней преподавательской деятельности позволяет художнику К.В. Петрову работать легко и непринуждённо. У Петрова свой характерный принцип обобщения пейзажа – ему всегда удаётся сохранить чёткую чистую линию повествования, которую художник оживляет острым ракурсом и озвучивает цветом. Работы художника К.В. Петрова своими свойствами чем-то напоминают свойства стекла, когда видимая прозрачность сочетается с присущей твёрдостью и остротой.
Путешествуя, художник К.В. Петров чутко реагирует на образ. «Писать цветным красками» - так сам художник лукаво определяет процесс создания произведения. Правильнее всего сказать, что это его образ жизни и соответственно жизненная необходимость - некая потребность, когда отзвук личного впечатления схватывается и переносится на поверхность листа или холста.
Конечно, исследователю, да и зрителю, всегда интересно проникнуть в творческий мир художника: мы щепетильно ищем ответ на вопрос, как формируется образ, как делается именно такое обобщение, есть ли какая-то система в творческом поиске. И несмотря на то, что прекрасно осознаёшь отсутствие всякой системы творческого порыва, и понимаешь, что творчество это процесс восприятия, а произведение – отражение тайного внутреннего мира и сугубо индивидуальное мироощущение автора, всё равно, в попытке, приоткрыть завесу творчества и тайну человеческой души, задаёшь художнику сакраментальный вопрос: как же создаются такие произведения, что вызывает импульс и как материализуется тонкое неведомое переживание красоты окружающего мира.
Константин Витальевич, немного задумавшись, поделился своим видением творческого процесса: «Сидишь на берегу реки Трубеж. Видишь домик, клонятся ивы, блестят и переливаются отражения на поверхности реки, покачиваются старые деревянные лодки. Чувствуешь такое умиротворение, восторгаешься этой красотой – и невольно тянешься за листом, и уже набрасываешь общие планы, что-то обобщаешь, берёшь цвет, а дальше, уже не отдаёшь себе отчёт как это происходит - кисть сама меня ведёт».       
Первое впечатление от работ художника К.В. Петрова переносит зрителя в волшебный мир эфемерной красоты. Для картин Петрова характерно свойство какой-то неуловимой призрачности, в них потеряно чувство приближенной реальности. Понимание и ощущение цвета при анализе творчества любого художника становится камертоном к разгадке его мировосприятия. Цвет, свет, пространственный ритм - основные категории, которыми оперирует художник К. Петров и своего рода это его музыкальный инструмент при создании художественного произведения.
Работы Петрова насквозь пронизаны светом. Этот особый, тонко найденный художественный приём, с помощью которого стало возможным создание особой светоносной среды в его картинах, которая исходит изнутри и наполняет пространство зрителя, чаруя своей чистотой и нежностью. Для работ Петрова характерна поэтичность и в тоже время статика объёмов, которая выражается через их наполненность и каркасность.
В работах Петрова нет тщательно выписанных деталей – художник ставит перед собой задачу передать общее впечатление, дать почувствовать общее состояние среды и тонкие нюансы настроения через обобщенный образ. Нужно заметить, что это сложная творческая задача, когда, используя средства передачи цвета, света и ритмических построений, автор произведения создаёт симфонию, которая вызывает чуткую реакцию зрителя, формирует тонкую эмоцию и оставляет длительное впечатление. Надо сказать, что Петров очень индивидуален в отношении пространственных построений, что проявляет художника в выборе ракурса, высоты точки зрения, характерного широкого угла восприятия. Формат листа играет важную роль. Петрову не свойственна камерность малых форматов, он отдаёт предпочтение большим листам, которые позволяют ему выразить всеобъемлюще его впечатления. В процессе работы художник погружается сам в свой замысел, и формат, в какой-то степени, способствует этому – затем, по окончании создания произведения, зритель тоже получает возможность погрузиться в эмоциональную среду энергетически наполненную автором.

Ритм играет в работах Петрова важную роль. Свойство почерка художника - экспрессивное движение кистью и едва уловимая деформация форм предметов, приёмы которые добавляют импульсивность и оживляют работы. К.В. Петрову свойственна некая угловатость ракурсов. Художник выбирает для своих акварелей тонкую бумагу с гладкой поверхностью – его работы не нуждаются в фактурах – для них свойственна либо легкость, либо графичная монументальность (акварель «Храм Сергия Радонежского на Таганке»). Художник использует фактурные пасты, когда возникает необходимость расставить акценты в картине или подчеркнуть ключевые объёмы.       
Художник К.В. Петров работает в разных жанрах. Обращают на себя внимание его вдумчивые портреты деда Н.С. Подбересского, портрет отца В.Н. Петрова, портрет Николая, фактурный образ инока или старого дербентца.
Натюрморты Константина Петрова оставляют впечатление некой заброшенности - жестяные чайники и пилы на пыльных нетронутых полутёмных полках – «тихая жизнь предметов» наполненная полумраком. Для своих натюрмортов Петров выбрал нестандартный формат и оригинальную технику сочетающую темперу и фактурные пасты, которые создают живописное впечатление матовых поверхностей.
Видимо, потому тайна творчества и есть тайна, что познать до конца этот процесс, поэтапно описать и систематизировать, написать рецепт как почувствовать вдохновение – невозможно, да и не нужно, чтобы сохранить свежесть восприятия, радость встречи с произведением искусства, эмоциональную отдачу. История мирового искусства казалось бы отразила уже все возможные стили и вариации. Не перестаёт удивлять тот факт, что несмотря на сложную и многообразную полифонию художественных языков, исключительные мастера находят свой ни на кого не похожий изобразительный язык. Творчество художника всегда беспощадно обнажает его внутренний человеческий мир, отвечает уровню его интеллекта и культуры. Мир художника Константина Петрова наполнен чистой красотой, добром и радостью, он широко раскрыт зрителю в его произведениях. Искусство Петрова окутано тонкой аурой трепетного и жизнерадостного восприятия окружающего мира. Творчество художника Константина Петрова очень индивидуально и виртуозно, пронизано искренностью, нежной поэтичностью, сохраняет свежесть восприятия и чистоту, и в тоже время, его стиль обладает такими качествами как порывистость, эмоциональность и импульсивность.
Художник Константин Витальевич Петров это неординарное явление художественной жизни, его творчество является безусловным вкладом в историю изобразительного искусства 20-21 вв.

А.В.Лиховцева



Возврат к списку

версия для печати