ХРУЦКИЙ Иван Фомич (Трофимович) (1810-1885)


ХРУЦКИЙ Иван Фомич (Трофимович) (1810-1885)
Живописец
 
27.1(8.2).1810, с. Улла Лепельского уезда Витебской губ. – 13(25).1.1885, им. Захарничи Полоцкого уезда Витебской губ.
Жил и работал в Петербурге, Вильно и собственном имении Захарничи в Витебской губ. (с 1840).

Академик (1839).

Учился: Полоцкий лицеум (окончил ок. 1827), у Д. Доу (Петербург, до 1829), пользовался советами И.И. Олешкевича (до 1829), АХ, вольноприходящий ученик (1830–38), у А.Г. Варнека.

Основные произведения: «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838), «Старуха, вяжущая чулок» (1838), «Цветы и плоды» (1839), «Натюрморт» (1839), «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839), «Портрет неизвестного молодого человека» (1842), «Портрет неизвестной» (1843), «Фрукты и цветы» (1850), «Овощи, битая дичь и грибы» (1854), «Семейный портрет» (1854), «В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хруцкого «Захарничи» Полоцкой губ.» (1855), «Автопортрет» (1884). Писал портреты и иконы по заказу Иосифа (Семашко), митрополита Литовского (1845–55).

Иван Фомич Хруцкий родился 8 февраля (27 января) 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии (ныне — территория Республики Беларусь) в дворянской семье. Его отец, греко-униатский священник Фома Иванович Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей под Полоцк. В Полоцке будущий художник получил образование в высшем училище Пиаров (католического монашеского ордена, занимавшегося обучением юношества). В литературе бытуют сведения, что в конце 1820-х Хруцкий приехал в Санкт-Петербург, где приступил к занятиям в Академии художеств. В середине 1830-х он посещал рисовальные классы ИАХ как вольноприходящий ученик. Он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни.Будучи учеником, Хруцкий пробовал свои силы сразу в нескольких жанрах: натюрморта, портрета, пейзажа. Закончив обучение в 1836 году, Иван Хруцкий получил звание неклассного (свободного) художника. За картину «Цветы и плоды» он был удостоен большой серебряной медали. В 1837 император Николай I отметил заслуги Хруцкого часами на золотой цепочке «в поощрение к дальнейшим трудам». Популярность Ивана Хруцкого растет. В 1838 году он был награжден малой золотой медалью «за картину плодов и цветов и портрет старухи». Звания академика удостоен в 1839 году за отличные успехи в «портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».
После смерти отца в 1839 году молодой художник остался опекуном младших братьев и сестер. В 1840 году по разрешению ИАХ он «отправляется по собственным делам в Витебскую и другие губернии». Тем не менее, до середины 1840-х большую часть времени мастер находился в Петербурге. По-видимому, в это время Хруцкий преподавал рисование в Институте горных инженеров, о чем упоминает учившийся там скульптор М.К.Клодт. Период конца 1830-х — начала 1840-х годов стал временем расцвета творчества художника.
В натюрмортах Хруцкого сохраняются воспринятые из европейских образцов традиции жанра, преломленные в соответствии с современными живописцу представлениями о содержании художественного образа. Помещенные в современный контекст мотивы практически лишены символического значения, хотя и сохранили определенную содержательную неоднозначность. Ценители подчеркивали связь произведений Хруцкого с художественными традициями, отмечая не только композиционную согласованность, но и «живописную тщательность» его кисти, вызывавшую ассоциации с картинами старых мастеров. Вместе с тем полотна Хруцкого привлекали современников иллюзорным жизнеподобием, присущим живописной обманке, вызывая не только визуальные, но даже вкусовые ощущения.
Свое представление о человеке и окружающем его мире Хруцкий выразил и в портретном жанре. В этой области его деятельность также оказалась весьма успешной. Моделями живописца стали священнослужители, чиновники, представители интеллигенции. К числу лучших из них, сочетающими выразительную индивидуальную и социальную характеристику моделей, исследователи относят портреты известного петербургского книгоиздателя И.И. Глазунова (1843, НХМ РБ) и виленского историка, публициста Н. Малиновского (1847, Национальный музей, Варшава).
Ощущение предметного восприятия натуры, своего рода «натюрмортное» видение живописца, достигает наибольшей выразительности в произведениях второй половины 1840-х — 1850-х годов, особенно в женских портретах и так называемых семейных картинах. Тема частного человека и семейных ценностей приобрели особое значение в творчестве Ивана Фомича после его женитьбы. В 1844 году он купил усадьбу Захарничи в Полоцкой губернии, а в 1845-м женился на Анне Ксаверьевне Бембновской. В середине 1850-х им написан ряд портретов, интерьеров с изображением детей. В этих картинах он словно погружается в повседневную, хорошо знакомую среду.Очевидно, что живописец создавал их для себя, стремясь не только увековечить родной очаг, но и передать ощущение счастливых дней, проведенных в кругу близких людей.
С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам литовского митрополита Иосифа Семашко. Иван Хруцкий приезжает в Вильно, где ему предоставляют квартиру, стол и гонорар. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.
С середины 1850-х, перестав работать для митрополита, Хруцкий окончательно поселился в Захарничах. До конца своих дней (а умер Иван Фомич в 1885 году) он оставался художником первой половины XIX века, отражавшим характерные особенности искусства того времени. Картины мастера, запечатлевшие яркие краски натуры и тихие радости семейной жизни, заняли достойное место в музейных собраниях, высоко ценятся коллекционерами и по-прежнему любимы зрителями.
В 2010 году в Госудаственной Третьяковской галерее экспонировалась юбилейная выставка произведений художника, на которой были представлены полотна из собраний Третьяковской галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь. Выставка явилась одним из важнейших событий, завершающих Год культуры Республики Беларусь в Российской Федерации.
Материал подготовлен на основе статьи С. Усачевой «Третьяковская галерея», №4(29), 2010




Возврат к списку

версия для печати